“Три дня Виктора Чернышова” (Мосфильм, 1967, реж. М.Осипьян). Действующие лица и проблемы (часть 1).

 фильма "Три дня Виктора Чернышова".Первая картина, которую я  бы хотел вам представить, некогда была достаточна известна и популярна.
Киноповесть "Три дня Виктора Чернышёва" ("Мосфильм", 1967 г.), (по одноимённому  сценарию Евгения Григорьева), описывает  эпизоды жизни молодых современников  и отражает те особенности кинематографа 1960 - х гг., о которых я говорил выше. Поговорим о содержании этого фильма.
Фильм «Три дня Виктора Чернышова» - один из первых вестников появления в тематике отечественных картин резких критических ноток. Уже здесь, задолго до социально заостренных лент Панфилова, Абдрашитова, фильмов перестроечного периода, проскальзывает пессимизм  по поводу коммунистического будущего. Опустошённость и неверие во всеобщие идеалы молодых героев в этой картине, с одной стороны перекликаются с мыслью о невозможности переделать человеческую природу в угоду тенденциям всеобщего (может быть мнимого?) прогресса.
Но подобная позиция вполне компенсируется в фильме противопоставлением "плохих" парней "хорошим", что заметно отличает фильмы 1960 - х, и, в какой степени 1970 - х гг., от картин перестроечного периода с  тотальным  нигилизмом их героев.
Фильм "Три дня Виктора Чернышева" являет собой пример композиционного вовлечения в круг картины, по ходу её действия всё более широкого круга действующих лиц. Столь модная в те годы репортажная стилистика съёмки, разбиение кинокартин на отдельные киноновеллы (порой не связанные между собой) и подразумевала вхождение в круг картины всё новых и новых действующих лиц. В этой же картине, немного другое. Здесь, как мне кажется, был произведён своеобразный кинематографический слепок с портрета молодых современников 1960 - х гг, во всей многоплановости их характеров. Но не только метраж картины непозволял развивать линии этих характеров в проекции их прошлого и будущего. В самом сценарии Евгения Григорьева -- достаточно оригинальном, написанным им специально для подобной постановки, -- уже была заложена стилистика моментального снимка.  Резонно было бы предположить, что подобный фильм о молодых современниках выглядел бы более законченным в рамках телесериала (что собственно и происходило в дальнейшем, (например, в 1970 - е гг.: к примеру, "День за днём" ) но уже без той доли откровенности с которой шёл разговор в 1960 - е гг. и с некоторой долей фальши).
Главную роль в фильме исполняет актёр   Геннадий Корольков, много игравший в 1960 – 1970 – е гг. Внешне прямодушные, чуть с хитрецой персонажи Королькова, как правило характеризовались как люди мужественные, сдержанные, в чём - то замкнутые, но непременно обаятельные. Но всё это в будущем. Роль же Виктора Чернышова (одна из первых ролей актёра в кино) осталась в биографии актёра отдельной, непохожей на другие, страницей.  Перед  актёром стояла нелёгкая задача с  сыграть молодого парня, который при всём облике положительного человека, живущего в гуще дел и событий нашей советской действительности, в свои 18 лет социально инертен и оторван от каких - либо корней: от того места, где родился, от собственного отца, от традиций государства, в котором живёт.
Дальнейшая актёрская судьба Королькова далеко не сулила роли сложные и потенциально богатые одновременно. В основном он играл и  отнюдь не главные роли  положительных, прямолинейных героев в приключенческих  фильмах. (Одним из редких исключений была главная роль в телевизионном многосерийном фильме "Человек в проходном дворе").
Отличием нового кино 1960 - х гг.,  была особенность раскрывать характер героев в показе их неодназначности, в предоставлении права самим зрителям судить о человеке.  Биография Виктора Чернышова как раз и предоставляет такое право зрителю. Городской по рождению, но с сельскими корнями. Он приветлив, прост в общении, неплохой товарищ, но и только. Оторванность от своей родословной, оборачивается для героя и ему подобных тем, что физически и психически здоровый человек не зная куда примкнуть, не осознаёт себя сполна. (И в этом также заслуга кинематографа 1960 - х гг. -- в  неожиданности поворота темы фильма, в оригинальном ракурсе во взгляде на героя.)  Чернышов работает на заводе, а в свободное от работы время живёт легко – ни о чём всерьёз и надолго не задумываясь. Авторы фильма через людей, которые окружают Виктора, в его взаимоотношениях с ними решили показать, что же всё – таки представляет из себя этот парень.
 фильма "Три дня Виктора Чернышова".
В фильме, в эпизодической роли заводского бригадира Кравченко, и здесь мы с удовольствием можем понаблюдать за работой В.Шукшина в роли Кравченко. Пожалуй не меньший талант у этого замечательного прозаика, режиссёра и актёра проявлялся в создании таких вот миниатюрных сцен. Идёт комсомольское собрание, повесткой, которого, вопрос: как наказать бригадира Кравченко за недопустимое для бригадира и рабочего хамство. Комсорг бросает в Кравченко гневные тирады, а тот, в свою очередь, клеймит безответственность и разгильдяйство на производстве. Шукшинский Кравченко, здесь, единый и оголённый нерв, ему действительно неприятно не за то, что он не сдержался и оскорбил молодую практикантку, а за формализм самого собрания, за то, что оно по - существу в этом зале никому не нужно. Кроме старого большевика - парторга цеха.  Этот эпизод  вызывает аналогии с похожими по пафосу и мысли киноролями  Шукшина в "Журналисте", "У озера". Да и практически в каждом фильме появление Шушина вызывала публицистическую остроту и нравственный резонанс кинозрелища.
Среди прочих молодых комсомольцев цеха, "разбирающих" Кравченко, сидит равнодушно взирающий на происходящее Виктор Чернышёв. Вероятнее всего, он мысленно среди друзей, ожидающих его где – то на улице или погружён в турнирную таблицу футбольного чемпионата, взвешивая шансы любимой команды. В этом -- как видно дальше -- все его небогатые интересы. Потребуется поднять руку за исключение Кравченко из рядов комсомола -- Чернышов проголосует, против -- пожалуйста. Вот только  до него это непременно должны сделать ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ. Кравченко не исключили.  Большинство проголосовало: поставить на вид. "Ты за или нет, Чернышов? -- А что, разве не видно? Что мне выше поднять..."
Друзья Виктора. В любой компании есть лидер или, по крайней мере, заводила. Среди приятелей Чернышова особо выделяется некто Коля, парень с  наклонностями, к правонарушению. (В этой роли мы видим Г.Сайфуллина). Коля подбивает своих компаньонов на гнусные поступки, а спокойный и уравновешенный Виктор умудряется при этом занять нейтральную позицию: и – по возможности ни во что не вмешиваясь – он в то же время выражает лёгкое сожаление по поводу уже содеянных подлых поступков, высказанных слов.
Своего рода охранительную функцию,  несёт в себе персонаж В.Белякова. Его Пётр, молодой врач и сосед Виктора по подъезду пытается оградить ребят от дурного влияния Коли. Он словно стремится разбудить у Виктора совесть, призывая того: «Подумай о своей матери».
Мать Виктора (эта роль в исполнении актрисы В.Владимировой), -- простая женщина из деревни, потерявшая мужа, погибшего на фронте. Она честно и в нелёгком труде прожила жизнь, вырастила единственного сына и, по всей видимости,  не чает в нём души. Он для неё -- как видно -- "самый умный и способный", на него вся надежда.
Небольшое отступление, не имеющее отношение к сюжету фильма и личности матери Чернышова, но в какой - то степени, относящееся к основной проблеме фильма -- потери самоидентификации современного человека. (Как видно подобные вопросы стояли на повестке дня ещё 40 с лишним лет назад. Об этом и фильмы того времени Л. Шепитько и "Женщины" ("Мосфильм", 1966 г.) П. Любимова).  Раньше, в селе, в деревне женщина могла и как правило имела несколько детей, но оказавшись в городе и испытывая на себе  влияние городской жизни, менялась даже в этом отношении. И дело тут наверное не только в не возможности иметь ещё детей. Дело в самой целесообразности заводить детей в среде, изначально  чужой, а не редко и чуждой. Схожий мотив можно обнаружить и в фильме «Мама вышла замуж» ("Ленфильм", 1969 г., реж. В. Мельников), в котором при всём различии и сходстве между сюжетами фильмов и характерами  героев, прослеживается общая тема -- проблема адаптации сельских жителей, ставших горожанами в первом поколении. )

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.