“Три дня Виктора Чернышова”. Действующие лица и проблемы (часть 2).

Три дня Виктора ЧернышоваОдна из ключевых сцен фильма,  приезд в гости к Чернышовым родного дядя Виктора,  брата его отца. В этот момент (глубокая и волнующая сцена с безукоризненной игрой актёров) мы можем наблюдать что - то вроде прозрения матери Виктора на личность собственного сына.  В коротком разговоре с дядей, в словно заученных и  в одной интонации ответах на вопросы -- помнит ли он своих деревенских родственников? -- Виктор невольно признается, что не только толком не знает своей родословной, но и попросту относится к ней с пренебрежением, как к чему – то  архаически  ненужному и достаточно потешному. Дядя Павел (актёр А.Чернов) был первый, кому в эти «три дня Виктора Чернышова», удалось всколыхнуть душу парня. Но и только.

Виктор провожает дядю на вокзале с заверениями приехать на родину отца, в деревню. Но его уже ждёт друг и, вскоре, Виктор забывает и о дяде и о разговоре с ним.
Лучший друг Виктора (в этой роли актёр Л.Прыгунов) – интересный экземпляр для исследования социологами и психологами типа молодого человека эпохи потребления. Сам Виктор по - житейски умён, но в целом простоват: красиво говорить и преподнести себя с выигрышной стороны перед незнакомыми людьми, тем более если это молодые девушки, не его талант. Иное дело его друг Антон. Он раскрепощён, красиво и легко держится и общается с окружающими, чем вызывает несомненное уважение, даже восхищение со стороны друга. Виктор, как и Антон, хотя и не столь притязателен, но тоже жизнелюбив и это сближает двух парней. Оба молоды, любят свойственные их возрасту развлечения. Только Виктор, в отличие от Антона, бывает доволен и тем если услышит во дворе, из чьего – то окна песню популярной зарубежной бит – группы.  (В фильме есть кадр, где Витя, задорно вскинув голову, наслаждается жизнью и свободой, олицетворённой в жизнеутверждающей мелодии из соседнего окна. Волосы парня развевает ветер).

Антону для развлечений нужны деньги и чем больше, тем лучше, как он считает. Здесь уже иные потребности и аппетиты, в список непременных развлечений, входят кафе, вино и коктейли, девочки..., ещё раз девочки, а к девочкам -- циничное отношение человека, привыкшего брать.  Одним из источников появления у Антона очередной доли лёгких денег становится его собственный отец, с которым сын проделывает хитроумное и циничное представление. Дело в том, что отец  Антона уже давно не живёт в их семье. Но он, чувствую вину перед сыном за этот разрыв, всей душой стремится помочь ему в жизни. И Антон с хладнокровной бессовестностью пользуясь этим, сочиняет отцу историю про своё, якобы, намерение завести семью. Естественно, для этого ему требуются деньги….

Три дня Виктора Чернышова

За столиком кафе на велостадионе сидит немолодой мужчина со следами душевных  переживаний на лице. Это отец Антона (актёр С.Соколовский). Напротив него – сын, с мольбой в голосе, чуть не со слезами на глазах, в тревоге за будущее своей мнимой семьи для блага, которой, требуются немного – немало -- 500 рублей. По соседству сидит наблюдающий, и не вмешивающийся в эту сцену Виктор. Его гораздо больше интересует симпатичная велосипедистка, как раз в этот момент, остановившаяся на стартовой черте. После разговора Виктора с дядей, зритель вправе ожидать от него какой – то другой реакции на сцену обмана сыном отца. Нет, он только слегка жалеет незадачливого папашу, не теряя при этом своего уважения к Антону.

Фильм не задаёт вопроса о степени ответственности родителей перед собственными  детьми: у него другая проблематика, связанная с показом опасных симптомов развития у молодёжи бездушия, цинизма и ощущения полной безответственности за собственные, порой преступные поступки. Зритель видит уже во многом сложившимися характеры этих самых «детей» и как бы между прочим узнаёт, что характеры молодых людей в фильме -- следствие их воспитания, а вернее -- отсутствие такового. У многих неполные семьи, без отцов, а у кого они и есть -- видимо давно отдалились от своих детей.

Куда уходят деньги столь хитро и изворотливо добытые? На это риторический вопрос один из ответов случайные спутницы Виктора и Антона в кафе, приглашённые ими в кино. Мила (В.Теличкина) и её подруга (О.Гобзева). Мила кажется более легкомысленной и даже глуповатой, по сравнению со своей подругой.   На незамысловатый трёп Антона – кокетливо хихикает и поводит глазами. Её подруга, напротив, слушает внимательно, задумчиво наблюдая за двумя приятелями. В кинотеатре, при просмотре героического фильма о войне, все трое преображаются: сидят и смотрят с затаённым дыханием, внутренне переживая действие на экране.«Так ли уж бездуховна современная молодёжь», -- словно бы спрашивают у  зрителя авторы фильма, фиксируя открытые и светлые лица ребят.   Словно бы в подтверждение этому, диалог, состоявшийся между Виктором и Антоном в этот же вечер. Оказывается не всё так просто с отцом Антона: есть ему за что винить себя перед сыном.

Три дня Виктора Чернышова

Плохой отец и никакого отца (у Виктора), в любом случае – безотцовщина. Эти сходные обстоятельства совсем не подразумевают сходство их судеб. Антона нам показывают человеком, уже выбравшим  себе путь ловкача и циника, живущего обманом. Виктора авторы  словно бы останавливают на рубеже выбора пути. Туда или сюда: со своей компанией или с Петром, который хочет помочь парню? Оставаться таким же инертным и равнодушным (в стороне) нельзя -- это показывают дальнейшие события; необходимо найти в себе резервы к человечности.   Каждый из трёх дней жизни Чернышова, показанных на экране, предоставляет герою сделать нравственный выбор, своего рода шанс почувствовать себя человеком или перестать таковым быть. Но герой с этой задачей несправляется. И единственно на что он оказывается способным,  в пылу увлечённости героическим зрелищем в кино, представить себя на месте поля боя и поднести снаряд раненому артиллеристу. И это, как мне кажется, самая главная находка фильма и сценария: показать духовное бессилие человека, способного (и то на краткий миг), почувствовать вдохновение только в своём воображении. (Неправда ли подобный мотив созвучен с сегодняшними попытками указать на духовную несостоятельность большинства современной российской молодёжи, в таких, например, фильмах, как "Мы из будущего").

Эти три дня показали всю иллюзорность покоя  позиции невмешательства в чужие, якобы, дела. Привыкший всё делать «за компанию», Виктор «за компанию» со своими друзьями совершает преступление и попадает в милицию.  И пусть его участие в этом происшествии ограничено тем, что он сторонний наблюдатель. Он и ответ за содеянное также держит  -- «за компанию», то есть со всеми на равных.

Допрос Виктора милиционером в отделении милиции, по сути, является продолжением разговора Чернышова с дядей. В разговоре, в ещё большой степени проявляется характер парня: выплывают на свет давние (ещё школьные) факты из биографии Чернышова;  выясняется, чем он живёт, что его волнует. Ничего не волнует, ничем не живёт. Плывёт по течению. "Как все". Выдержанный в документальной стилистике телевизионного интервью, разговор Виктора с милиционером (Н.Скоробогатов) больше напоминает сцену, где присутствует журналист (он за кадром) и человек  в центре кадра, отвечающий на вопросы.  Направленный на человека объектив камеры -- это тот камертон, по которому зритель узнаёт степень искренности, в произносимых словах. Мы не только имеем возможность внимательно всмотреться в лицо говорящего, с  особым вниманием и не в отрыве от впечатлений от этого лица.

Авторская группа и актёры фильма "Три дня Виктора Чернышова".

Мы вслушиваемся в интонацию самой речи.  Ответы Виктора в сцене не  для милицейского протокола, но для души, являются своего рода исповедью. (Как видно, в 1960 – е годы с развитием приёмов документалистики в кино, человек, едва ли не впервые начал исповедоваться публично. Интересен авторский приём:  в наиболее задушевный момент допроса, кинематографические милиционеры, подменяются реальными авторами фильма, среди которых, возможно и  сценарист и душа этой картины Евгений Григорьев и режиссёр Марк Осепьян.  Таким образом, авторы, словно бы в прямую спрашивают своего героя: зачем он живёт?) В этой сцене съёмочная камера направлена под прямым углом на лицо Чернышова. Малейшие движения души: смущённость, оживление без труда читаются зрителем. На экране не только момент публичного исследования души, но  одновременно и вынесение оценки ей. Чернышов, не желая нести долга и ответственности перед обществом, пытается уйти в мелкий круг собственных интересов. Камера его в этом изобличает. Возможно, современному, либерально  настроенному зрителю подобное вторжение в личную жизнь человека, показалось бы излишним произволом. Но не так это было в те годы.  «А сам то ты кого – нибудь любишь, сам то ты что  - нибудь для других сделал?»,  -- вопрошает следователь, он же публицист (на  деле весь сюжетный ход с приводом героя в милицию,  был поводом для авторов задать своему герою эти "проклятые" вопросы).  «Смотри парень, тебе жить».

А противопоставлен в фильме Чернышову простой парень, тоже "как все" -- с его слов, -- который не остановился и дал отпор пьяным хулиганам.

Этим предупреждающим: «тебе жить», завершается беседа и зритель прощается в фильме с Виктором Чернышовым, но не с самим фильмом.  Он продолжается. И в его финале, за кадром, звучит народная песня «Спи мой любимый сыночек» и в фотоснимках проносятся этапы человеческой жизни – от рождения до поры становления взрослым человеком: времени принятия самостоятельных решений и свершения поступков. Каждая мать думает, что её сын самый лучший. Каждый новорождённый человек несёт в себе новые надежды и возможности для жизни.  Но жизнь человека слишком коротка и слишком бесценна, чтобы потратить её в пустую.

Каков твой следующий шаг Виктор Чернышов?  Куда  ты повернёшь? Авторы фильма оставляют зрителю возможность самому  отвечать на подобные вопросы.
А нам, живущем в современной России 21 - го века, остаётся сожалеть, что времена  воспитания человека экраном уже давно не носят тот масштаб и тот характер, что были в советские годы.
Чем важны такие картины в наши дни? В эпоху потребления и культа личного благоденствия, подобный фильм, скорее всего, выглядит анахронизмом, для тех, кто ищет только удовольствия и остроту ощущений от просмотра кино. Но он (и подобные ему фильмы), , могут стать тем спасением в своей идее для тех из зрителей, кто так ищет точку опоры в этом несовершенном мире; помогут узнать лучшие традиции из советского прошлого нашей страны.


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.