Смех и иносказательность, бытописание времени и философские размышления. Экранный путь театрального режиссёра Кирилла Серебренникова. Часть 2

Юрьев день (2008)Обратил внимание на такое явление в современной российской культуре как театральный и кинорежиссёр Кирилл Серебренников - начало статьи - здесь.

«Юрьев день». Сценарий Юрия Арабова
Юрьев день. Переход в иное состояние и качество – вот какое значение имеет это день в русской традиции. В контексте фильма человек постепенно забывает себя одного и открывает другого.

Главное лицо фильма провинциальная убогая Русь (не Россия даже, а именно застывшая Русь) – узнаваемые типы бедных и обездоленных людей, и какая - то неизменная традиция скорби и тяжёлой доли страшная в своём осознании.

Зачин фильма. Оперная певица с мировым именем (актриса Ксения Раппопорт) перед отъездом на ПМЖ (или на очень долгий срок) на Запад приезжает попрощаться с малой родиной – провинциальным городком в 200 – х км от Москвы, где она родилась и где прошло её детство. С ней её 20 – летний сын (актёр Роман Шмаков), для которого эта поездка лишь анахронизм и сентиментальная причуда матери и больше связана с бытовыми неудобствами. Мыслями он уже в Европе, куда едет вместе с матерью.
Вот здесь и начинаются события фильма.

Сын заходит в музей и здесь пропадает. Остановка, темнота, неизвестность, повисает пауза (впечатляющий приём – камера выключена, на экране пустота и безмолвие), и, время начинает идти по-новому. Что в промежутке? – тайна, и не нам её разгадывать. Нам нужно принимать новую реальность на экране.

Сюжет приезда и связанных с ним изменений в судьбе – не нов. Приезд и обнаружения себя в другой реальности. Приезд к истокам, на родину – духовную или географическую (не важно) и переоценка ценностей. Приходят на ум фильмы, такие разные в смысловом и жанровом отношении как, «Тема» Г. Панфилова, «Город Зеро» К. Шахназарова.

Юрьев день (2008)

Постепенный переход героини, певицы Любы в иное психо-физическое состояние, связан не только с потрясением от пропажи сына. Здесь в этой богом забытой российской глубинке, героиня вдруг осознаёт, что вся её предыдущая жизнь как сон и мираж, где была роль, не затрагивающая основ её характера, души. По - настоящему жить, страдать и переживать, радоваться героиня начинает здесь. Она и её сын оттуда – мира столиц и цивилизации . Окно в тот мир – телевизор. «Может быть он тебя по телевизору видел», - говорит сын матери в ответ на заспешившего в сторону от приезжих прохожего (подразумевая: потому и испугался и не хочет говорить с нами).

Через телевизионный экран происходит соприкосновение с другими уровнями бытия – «Сестра, иди сюда!», -- с абсурдной, агрессивной и выморочной жизнью больших городов (это узнаваемое словоблудие персонажа фильма «Изображая жертву»).
Телевизор, где показывают выступление оперной певицы можно выключить: просто закроется окно в другой мир – но не исчезнет духовное видение для той, которая видит сейчас себя со стороны и осознаёт как странно далека и в прошлом её прежняя жизнь.

«Из ностальгических чувств» - это не для милицейского протокола в ответ на вопрос о цели приезда сюда к нам, это причина и повод для неё самой. Сын героини, Андрей, здесь посторонний, чужеродный можно сказать, он не определён как человек и его исчезновение можно объяснять по - разному. С одной стороны в нём видится тупиковость и безысходность современного молодого поколения, чья жизнь построена на комфорте и благах цивилизации, но лишена идеи. Но что-то пытаются сказать нам авторы, невнятно, правда (в этом их оплошность) – связывая исчезновение парня с именем Багратиона (героем (?), идеалом (?) для него) и музеем, где в манекене героя из прошлого, как кажется, видится пропавший Андрей.

Юрьев день (2008)

Иносказательно затронут мотив исчезновения людей без следа. По статистике за год в пересчёте пропадает целый стадион. И здесь нет криминального следа. Они невидимы для нас, но где – то … существуют? А бывает и так: люди существуют и одновременно их нет – о них забыли. Как забыли о миллионах жителей из глубинки России.
Но есть ещё и жизнь под псевдонимом и не жизнь вовсе, а одна из невыразительных масок, от которой сложно отказаться потому что она слишком удобна. И только событие способно поднять со дна души самое сокровенное.

Возможно, выводы фильма и слишком категоричны: христианское смирение и служение людям противостоят с одной стороны языческой разнузданности, с другой -- потребительскому «цивилизованному» отношению и подходу к ней людей из столиц, из «большого мира». Но в контексте современной нам жизни, какой мы её знаем, такой подход к проблеме, если не единственный, то вполне оправдан.
Сложно ставить фильм на такую тему. Обязательно и необходимо наличие обобщений и выводов. На мой взгляд, режиссёр со своей задачей – если это была задача показать мать всей Руси, христианскую послушницу, живущую по заповедям – справился. Но потерялся в философских вопросах, которые попытался здесь обозначить. Что есть мы настоящие, что значит наше имя? Уход из мира и физическая пропажа человека? Какая между ними разница?

Очевидно, что Серебренникову проще было экранизировать пьесы братьев Поздняковых, - где есть узнаваемые жанровые ходы, смысл на поверхности и он в абсурдности жизни, - чем поставить фильм по сценарию Юрия Арабова, автора метафорического, со сложной поэтикой.
Фильм «Юрьев день» русский по своей философии и мыслям, с нескрываемым чувством любви к отечеству. Его смысл понять не сложно. Принесение себя в жертву. Служение обездоленным, сирым, убогим. Традиция святости и прохождения 7 кругов ада как путь очищения. Путь к себе. Но местами увлечённость режиссёра подробностями быта и натурализмом даёт основание считать фильм «Юрьев день» не притчей, а реалистической историей.

Юрьев день (2008)

Лишний, - как мне кажется, - в картине ход с перекрашиванием волос героини в так называемый «интимный сурик» (что по замыслу ещё больше должно её сблизить с провинциальной жизнью. Лишнее: зеки, татуировки – что не имеет никакого отношения к поиску духовного начала; спорное: кокетство и сравнения себя с уличной женщиной, освобождённой от пут условностей. Фильм перегружен деталями и порою грешит нарочитостью. Так, например, однобоко, отталкивающе и преднамеренно мрачно показаны здесь монахи и служители церкви. И уж совсем штампованным и киношным кажется Сергеев (актёр Сергей Сосновский), «Серый», как его называет в фильме Люба. Следователь, разыскивающий сына Любы и одновременно её друг и любовник.

Среди несомненных достижений некоторые диалоги. «Графики не совпадали», -- это Люба о своём бывшем любовнике, хореографе, -- отвечая на вопрос приютившей её Татьяны (актриса Евгения Кузнецова) о причинах разрыва с ним. В этом всё: условности связи, отчуждённость и незаинтересованность людей в друг друге в современном мире.
Отдельно о инородцах и их роли в современном российском социуме. «Я всех обувая», -- говорит торговец обувью Надир, приехавший, как и великое множество его соплеменников откуда то с юга. «Да, ты уже всех «обул», -- переиначивает смысл сказанного Серый. И в этом позиция авторов.

Здесь нужно поставить точку. На данный момент фильм «Юрьев день» последний в творчестве режиссёра. Можно сказать, что у Серебренникова есть потенциал и его последняя работа подтверждает, что режиссёр прибавил в своём мастерстве. Разнообразятся художественные средства какими он пользуется. Единственно, что пока что не хватает режиссёру глубины и понимания сложных философских вопросов, к которым он как видно будет и не раз ещё обращаться. В любом случае, Серебренников талантливый бытописатель нового времени, а иносказательность и отстранённость вполне могут придти и позже, с возрастом.


1 ответ

  1. Я давно уже хочу посмотреть этот фильм но к сожалению не хватает времени. В эти дни я все таки посмотрю

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.