Документальный фильм «Тайны «Пробуждения Силы»: Кинематографичное Путешествие» (2016) Отзыв

1

Сегодня, 1 апреля 2016 года состоялся долгожданный выход VII Эпизода Звездных Войн — «Пробуждение Силы» на цифровых копиях Digital HD (и это не шутка!). Почему долгожданный? В основном из-за дополнительных материалов к фильму, проливающих свет на то, что творилось за кадром во время съемок и в остальное время в головах у создателей. Наиболее интересный бонусный контент — Secrets of the Force Awakens: A Cinematic Journey — фильм-рассказ в четырех частях о создании последнего Эпизода.

Одно из самых больших достоинств Секретов Пробуждения Силы заключается в том, что оно способно в корне изменить ваше представление о VII Эпизоде. Когда я посмотрела The Force Awakens в первый раз, я была разочарована в точности так же, как и основная часть зрителей. Второй просмотр немного сгладил впечатление, но все равно оставил неприятный осадок, усилив ощущение вторичности фильма. Зато после того, как я заглянула чуть глубже и «познала» Секреты, воспринимать последние Звездные Войны я стала совершенно иначе.

Главный вопрос, который мне хотелось задать создателям фильма: «Зачем было делать такую грубую кальку с IV Эпизода, Новой надежды?» В Пробуждении Силы слишком много откровенно очевидных сцен, копирующих творение Джорджа Лукаса, чтобы это оставалось незамеченным. Неужели нельзя было хотя бы попробовать сделать нечто более оригинальное, а не создавать фактически ремейк?

В Секретах режиссер картины Джей Джей Абрамс дает ответ на примере сравнения сцены с Кантиной  в Мос-Айсли из Новой надежды и аналогичной сцены в баре замка Маз Канаты из Пробуждения. Раздумывая над тем, чтобы удалить вторую из финальной версии фильма, он попытался взглянуть на общий результат с точки зрения зрителя. И тут же понял, что любой фанат серии скорее всего оказался бы разочарован, не увидев в новом Эпизоде ничего подобного тому атмосферному местечку.

И мне не остается ничего иного, кроме как согласиться с ним, поскольку планка даже моих скромных ожиданий от новых Звездных Войн сводилась к тому, что мне всего лишь хотелось увидеть «еще немножечко старых». Абрамс, на которого была возложена огромная ответственность за успех проекта, как тонкий психолог, отследил подобные желания масс, сигнализирующие о том, что повторение — мать учения. В конце концов, Пробуждение Силы — всего лишь первый фильм в грядущей трилогии, и совсем неудивительно, что его создатели решили сыграть на чувстве ностальгии.

2

Вторая крупная претензия, которую я разделила с большинством критикующих Пробуждение — вторичность и неадекватность основного антагониста, Кайло Рена, оттолкнувшего многих эмоциональной нестабильностью. В Секретах и то, и другое поясняет исполнитель роли, актер Адам Драйвер. По его словам, в VII Эпизоде создателям фильма хотелось отойти от концепции безэмоционального,  абсолютно убежденного в собственной правоте злодея, каким был Дарт Вейдер на протяжении первой трилогии. Кайло Рен, хоть и является его внуком, испытывая на себе влияние генов, подталкивающих его к темной стороны Силы, но не перестает быть Беном Соло — сыном тех, кто всегда стремился к свету. А теперь представьте себя на его месте: подростка, наделенного огромными разрушительными способностями, пугающими его самого, на долгое время оставленного в одиночестве самыми близкими людьми — родителями. Сумели бы вы должным образом справиться с гневом, застилающим глаза; с противоречивыми чувствами к себе и окружающим? Или спрятали бы их под хромированной маской, словно оспаривая свое право на обиду?

Лично я не уверена, сумела ли бы, а потому Кайло Рен больше не кажется мне банальной истеричкой, крушащей все на своем пути, когда что-то идет не по плану. Ошибка сценаристов заключается скорее в том, что в Пробуждении Силы нам практически ничего не рассказывают о его прошлом. Мы ничего не знаем о том, что происходило с Беном Соло в ходе обучения у Люка Скайуокера — лишь мельком упоминается некий конфликт. Вероятно, по задумке создателей, вдумчивый зритель, способный к эмпатии,  должен был сам додуматься, что на Темную сторону Силы просто так не переходят. Верховный лидер Первого ордена Сноук соблазнил юного Кайло явно не печеньками.

3

Третий спорный момент — приобретение Lucasfilm под руководством Кэтлин Кеннеди, преемницы основателя компании, The Walt Disney Company, а также возможное влияние второй на работу первой. Многим, и мне в том числе, показалось, что повествование в Пробуждении Силы стало гораздо легче и проще, чем в прошлых частях, а герои фильма в своей наивности стали напоминать героев Диснеевских мультфильмов. Рассуждая об этом, и Кэннеди, и Абрамс приходят к выводу, что только с помощью ресурсов такого крупнейшего конгломерата индустрии развлечений в мире, как Disney Enterprises, Inc. можно было достичь того уровня качества продукции, какой требовался для производства новой части Звездных Войн.

Да и что они всегда представляли из себя, если не сказку в сеттинге космооперы? Чудесные способности и «волшебные» существа, высокие идеалы, четкое деление на добро и зло, драматичные смерти и героические подвиги — разве это не квинтэссенция той вселенной, которую несомненное большинство любит именно за вышеперечисленные вещи? Странно жаловаться на то, что представляла из себя всеми обожаемая первая трилогия, когда в новой части весь сюжет и характеры персонажей построены на тех же принципах. Возможно, за последнее десятилетие мы слишком привыкли к сплошному реализму и невымышленной грязи на киноэкранах, чтобы суметь воспринять новый Эпизод по-старому. А может быть, мы просто выросли.

4

Однако, разбор полетов — это далеко не все, что представляют из себя Секреты Пробуждения Силы. Как минимум половина экранного времени уделена интервью с создателями и актерами, затрагивающим различные темы: от разработки арт-дизайна и процесса создания декораций для съемок до личных переживаний многих членов съемочной группы и разнообразных курьез с их участием.

К примеру, Гвендолин Кристи, исполнительница роли Капитана Фазмы, позабавила меня восторженным отношением к своему персонажу. Гвендолин не впервые играет в кино и сериалах мужеподобных, сильных и независимых женщин (наиболее известна она по роли Бриенны Тарт в Игре Престолов), но заметно, что она не перестает восхищаться подобными образами. Ее героиня в Пробуждении Силы на протяжении всего фильма облачена в хромированный серебристый доспех штурмовика и ни разу не снимает шлема. Актриса рассказывает, что самой интересной задачей для нее была передача женственности Капитана Фазмы не через сексуализацию образа (даже броня Фазмы ничем не отличается от защитных костюмов штурмовиков-мужчин — никаких бронелифчиков!), но через специфическую осанку и походку.

5

Самым запоминающимся для меня фрагментом стал рассказ о воссоздании Тысячелетнего Сокола — культового космического корабля Хана Соло. Художники и инженеры практически с благоговением говорят о том, как тщательно и скрупулезно велась работа. Один из них нашел в архивах чертежи и рисунки своего отца, работавшего над Соколом в Новой Надежде, почти тридцатилетней давности, тем самым растрогав членов команды.

Забавную историю рассказывает Харрисон Форд: о том, что первый комментарий, который он дал одному из работников, занимавшихся кабиной пилота заключался всего в одном слове «тумблеры». Тот даже не понял о чем речь, а дело было в том, что на съемках первого Эпизода у съемочной группы не было денег даже на тумблеры с пружинами, из-за чего переключатель, переведенный в положение «Включено» каждый раз медленно, но неумолимо сползал в «Отключено». Морока с ними ужасно раздражала Форда, было испорчено множество дублей.

6

Секреты Пробуждения Силы — пример отличного документального фильма о съемках, который будет интересен и давнему фанату вселенной, и новичку, видевшему только последнюю часть Звездных Войн. 5 апреля VII Эпизод выходит на Blue-Ray Combo Pack и DVD — не пропустите, если считаете себя ценителем бонусных материалов, всего лишь об одном из которых я рассказала вам сегодня.


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.