«Назад дороги нет». О фильме Б. Бакурадзе «Шультес»

ШультесФильм о стёртой памяти, биографии, о человеке, выброшенном в жизнь неким биологическим объектом, который потребляет в меру надобности и живёт как во сне.

Жизнь ограниченная, жизнь суженная до… Травма физическая – герой на экране после того как выписался из больницы после аварии, травма духовная. О причинах последней фильм благоразумно молчит: иначе необходимо было бы пуститься в рассуждение о современном человеке вообще, а не в отдельности. Иначе, это был бы не художественный фильм, а социологический опрос, публицистика, исследование. Труд, требующий многих лет работы и результатом, которого, тома книг.

В «Шультесе», в безликом Лёхе («Лёха я или не Лёха?..», - навязчиво вопрошает мелодия у него на телефоне) отразилось расплывчатое и средне-статистическое слабое и неустойчивое «я» молодого человека наших дней, без особых устремлений, амбиций, и уж конечно – без духовных запросов. Кого - то ещё такого же стёртого и какая разница как его зовут.

Шультес

Круг общения у персонажа с такой странной (но привычной вокруг!) жизнью сужен, но это вовсе не обязательное условие. Подобный тип человека (человека ли или биологического объекта?) может поддерживать отношения с очень и очень многими такими же как он сам, испытывая при этом, нет, не чувства – ощущения. Как Шультес, но он – по фильму – похоже и того не испытывает.
Ошибкой авторов – как мне кажется – было сделать Шультеса карманным вором. Они то точно наделены и тонким чутьём и воображением. Или может быть всё же не ошибкой? Может быть, таким образом, Шультес был отделён от тех, кто чувствует и живёт?

Самый главный кадр в фильме здесь: Шультес стоит в больнице у закрытых дверей с надписью «Реанимация», а его в этот предел не пускает не слишком церемонная медсестра. Нельзя дважды родиться – думается при этом. Один раз Шультеса уже вернули к жизни. К жизни? Нет, к смерти.

Случайно ему достаются кадры видеосъёмки, где обворованная им девушка признаётся в любви какому - то неизвестному человеку. По контрасту с жизнью Шультеса сколько здесь богатства переживаний и какая насыщенность чувств. На какие - то короткие минуты на лице Шультеса возникает подобие душевного волнения. Он как будто вспоминает то, что по всей видимости было и в его жизни (герой раскладывает перед собой фотографии, где он со своей девушкой до аварии), но возврата к чему по замыслу авторов нет.

Шультес

На пустой улице Шультеса жестоко избивают сомнительные личности (может быть насмерть?) одни из тех, кого он попытался обокрасть в этот раз. Страшный парадокс в том, что для этого омертвелого человека это возможно и лучший конец. Боль пробуждает эмоции, мысль. Но этого зритель не узнает.
Печальная судьба.

Долгие планы, позволяющие зрителю хорошенько задуматься над увиденным.
Простота и лаконичность фильма – один из признаков мастера. Вспоминается в этой связи выдающийся мастер повествовательного кинематографа Михаил Ромм, который умел немногими штрихами доступно поведать зрителю о сути происходящего на экране. А о дебютной картине Бакура Бакурадзе хочется сказать: просто и талантливо. Просто талантливо. И ещё отмечу работу актёра Гелы Читава в роли Шультеса.

Трейлер "Шультес" (2008):


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.