Личная жизнь Кузяева Валентина. За каждой строчкой-человек (часть 2).

фильм Личная жизнь Кузяева ВалентинаСравнивая творчество И. Авербаха и И. Масленникова в картине,  достаточно сопоставить две первые новеллы.

И. Масленников в кинорассказе "Незнакомка" не столько следит за своим героем, его поведением, а больше стремится предложить зрителю захватывающий сюжет. В интригующей самой по себе ситуации: Валентин на отдыхе, в загородном лесу ссорится со своими друзьями, уходит от них и спустя время, на безлюдной станции встречает незнакомую девушку.
Режиссёр постарался придать всему эпизоду некую таинственность, даже напряжение. К примеру, когда парень спешит вслед за незнакомкой, через перелесок, создаётся впечатление, что он возможно сейчас от слов перейдёт к действию -- против воли девушки, начнёт приставать с любовными ухаживаниями. Элемент саспенса в том, что девушка сперва обращается к Валентину за помощью: просит позвонить по телефону и узнать об одном человеке. Затем, бегло попрощавшись кажется уже и  стремится поскорее отделаться от этого настырного парня.
Не произнося ни слова в ответ на навязчивые вопросы Валентина, убыстряя шаг, пробирается она через лес, а за ней упрямо поспешает  взволнованный Валентин.
фильм Личная жизнь Кузяева Валентина
Есть в этой новелле и другие эффектные сцены: с неожиданным появлением жениха Маргариты (так зовут случайную знакомую), с которым Валентин чуть не вступает в драку. И встреча в пустом ночном зале ожидания пригородных электричек с ещё одной незнакомкой. Этой сценой и заверщается новелла, оставляя впечатление для зрителя о Валентине Кузяеве, как довольно развязном акселерате, лихо прикуривающем сигарету и заложив ногу на ногу, со знанием дела и оценкой, разглядывающем женский пол.
Совсем по другому предстанет Валентин в следующей новелле "Папаня".
Здесь нет и намёка на развязность парня; не акцентируется зрительское внимание на внешне эффектном. Напротив, Илья Авербах наделяет героя картины внутренней жизнью.
Он всё больше молчит, то со значением, то просто не находит, что ответить человеку, внезапному объявившемуся в родном дворе, и назвавшемуся его отцом.
Этот человек -- отец (актёр Г. Штиль), -- много суетится, вперемежку с вопросами к сыну об оценках, что - то советует приятелям Валентина по поводу ремонта мотоцикла, а сын молчит и пристально присматривается к отцу. За это напряжённой тишиной парня, можно проследить целый вихрь мыслей, чувств и впечатлений молодого человека. Вот его первоначальная растерянность, сомнение, а дальше приходит обида и ожесточение на человека, который когда - то оставил их с матерью и вот теперь, так нелепо подарками и заверениями о том, что "ещё приедет", пытается загладить вину.
Несомненно, что работа режиссёра с  актёром, поспособствовала той верной интонации и оттенкам игры, посредством чего исполнитель  роли Валентина -- Виктор Ильичев, выражает внутренний мир молодого человека. Промах (как  мне кажется) первой новеллы, восполнен сюжетом "Папаня" и интермедиями между повествованиями. В этих промежутках - интермедиях и происходит сам момент написания дневника. Они не просто формообразующее звено между сюжетами, но призваны быть немыми свидетелями моментов истины в душе парня.
По телевизору идёт хоккей (московский международный турнир 1967 г.) -- СССР -- ЧССР 9:1.  Когда то ещё наши выигрывали с таким счётом у одной из сильнейших команд мира! Но перепитии этого необычного матча, его драма, где - то далеко от героя и воспринимаются им -- как сквозь туман. Может быть, впервые для себя, Валентин, читая анкету, почувствовал, что его жизнь может быть для кого - то значимой, что он -- личность.
В этот момент камера особенно внимательно вглядывается в лицо парня, фиксируя напряжённую внутреннюю работу его души.  
Третья новелла образует кольцо всего повествования. Фильм начинается с опроса случайных прохожих и  заканчивается в телестудии, куда их пригласили. Но, пожалуй главным героем, здесь оказывается тот, кто за кадром.                                     В фильме мы не узнаем значение этой анкеты для других участников телепередачи. За выяснением, этого, была бы утрачена главная мысль картины:  об индивидуальности и неповторимости отдельного человека.  В фокусе внимания, сейчас, старшеклассник Валентин Кузяев.
Случайный уличный опрос и анкета приводят героя к дневнику, а в итоге -- самораскрытию. Ничего не потеряв, Кузяев Валентин так и не попадает в участники телепередачи, обращённой в простую формальность. (Валентин лишь пробравшись тайком, "неофициально" присутствует на ней).  Его "забраковали" строгие редакторы во главе с режиссёром. "Этот, может сказать что - нибудь лишнее". Но Валентин обретает нечто большее: это его вступление в жизнь.
Фильм -- рассказ о юности, искренности,  первом, пока что негативном опыте отношений молодого парня со взрослым миром.  Но здесь нет и намёка на  разочарованность в жизни.
Есть одна особенность просмотра фильмов сегодня. Некогда, одного раза увидеть фильм было достаточно для сохранения в себе долгого и яркого впечатления от него,  с тем, чтобы впоследствии  сочно и со вкусом рассказать об увиденном.
фильм Личная жизнь Кузяева Валентина
Люди жили фильмами,  пересказывали их друг другу и нередко дофантазировали то, чего на экране и не было. Сегодня такое проникновение в мир фильма, подчас возможно только уж очень восприимчивыми и мечтательными людьми.
Прагматизм проник в плоть и кровь человека  и теперь пересказы художественных произведений (в том числе и фильмов) -- не нужный анахронизм. Всё можно увидеть в подробностях и не один раз. На самом деле опасность заключается для человека, в том, что с утратой способности фантазировать, он  теряет и веру  в чудесное, раз и навсегда ограждая себя материальным миром.
1960 - е гг. тем и отмечены в истории культуры и искусства 20 - го века, что в настроении тех лет, преобладало желание вновь обратить такой обычный и привычный мир -- в сказку.

2 ответов

  1. Каких?

  2. Сейчас же этих фильмов столько,что мама не горюй…

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.