«Июнь. Москва. Чертаново» и «Послесловие» (1983) веяние эпохи в кинематографе

Послесловие (1983В 1983 году два отечественных кинорежиссёра - с различным творческим опытом, но как видно сближающимися путями в искусстве - молодой режиссёр Центрального Телевидения Никита Тягунов и признанный мастер киноэкрана Марлен Хуциев, экранизировали произведения, немало схожие по сюжету и единые в своей теме.

Это было время, когда зарождавшиеся ростки гласности, готовые вот-вот вырваться в виде откровений и обжигающей правды конца 1980 – х, ещё достаточно робко, но заявляли о себе в «проблемных» картинах о советской действительности и в отдельных сюжетных линиях.

В кинематографе тех лет сложилась следующая ситуация. С одной стороны, такие фильмы как телевизионные «И это всё о нём», «Частное лицо», «Профессия - следователь», «Петля», «Гонки по вертикали», «Противостояние» - были призваны укрепить пошатнувшуюся веру в советского человека, идеалиста и гуманиста, непримиримого борца со злом и несправедливостью, который противостоит сильному противнику, талантливому, но бессердечному эгоисту и стяжателю, живущему для себя и готовому обойти закон в угоду своим личным интересам.

Но в противовес им, всё больше заявляли о себе картины (ярким примером здесь известный фильм 1983 года «Чучело»), где за негативными явлениями жизни просматривался общий пессимизм и безысходность, чувство того, что советское общество переживает заметный кризис. Парадокс, но не редко отрицательные герои тех лет наделены большим обаянием и мотивированностью в своих поступках, нежели их положительные оппоненты.

Именно в это время шаткости и неустойчивости, колебания в поисках идеального героя, появляются картины, о которых идёт речь ниже.

Герои этих произведений перешли на экран из литературных произведений современников, известных в 1980 – е гг. авторов; из рассказа писателя Ю. Пахомова (настоящее фамилия Ю. Носов) «Тесть, приехал!» и пьесы драматурга Геннадия Мамлина «Салют, динозаврам».

И в 1983 – м году по рассказу «Тесть приехал» режиссёр Марлен Хуциев снимает фильм «Послесловие», а режиссёр Никита Тягунов создаёт телевизионную постановку «Июнь. Москва. Чертаново».

Послесловие (1983)

В центре двух повествований пожилые люди, приехавшие из провинции навестить своих родственников в столице. И Анна Андреевна в «Июнь. Москва. Чертаново» и Алексей Борисович в «Послесловии» - относятся к уходящей, романтической и гуманической эпохе – времени, в котором культурное, интеллектуальное и нравственное развитие являлось целью и способом жизни для человека.

То были люди прогрессивные, не смотря на все лишения и испытания, которые им приготовила жизнь, они с надеждой устремляли свой взгляд в будущее и видели вдали только счастье и свет. А что ждало их в будущем: неверие и разочарование, и усталая погоня последующих поколений за материальными благами и достатком.

Оба героя противопоставляются нарождающемуся, потребительски сиюминутному отношению к жизни, жизни наспех, не задумываясь. Представителями такой жизни и являются Виктор (актёр А. Мягков) в картине «Послесловие» и Василий (актёр Александр Михайлов) в «Москва. Июнь. Чертаново».

Сюжет обеих произведений – приезд нового человека, с появлением которого у хозяина дома медленно, но верно начинается переоценка ценностей - себя и жизни, перемена взглядов на жизнь. И если в «Послесловии» персонаж А. Мягкова взрослый человек, то в телеспектакле Никиты Тягунова подросток, чьё нравственное формирование происходит на глазах у зрителя.

Действие «Послесловия» преимущественно не выходит за пределы квартиры, куда приезжает тесть (Р. Плятт) к своему зятю (А. Мягков). В телеспектакле «Москва. Июнь. Чертаново» действие и вовсе ограничивается стенами московского дома, куда по ошибке, но, как выясняется, так своевременно и по адресу попадает пожилая женщина (А. Степанова), в поисках своей родной сестры и одновременно бабушки героя. Сестру она не находит (по крайней мере в этой квартире), но зато помогает молодому парню, открывая ему глаза на мир и его собственную жизнь.

Июнь, Москва, Чертаново... (1983)

Два героя, ограниченные пространством и показанные в протяжении определённого периода времени, служат одной и той же мысли авторов: показать как в уже устоявшемся мире, чью неизменность подчёркивают привычные предметы, происходит ежедневная трансформация человека, работа его души.

(Пример подобного камерного изображения в том же самом 1983 году можно видеть в фильме «Без свидетелей» Н. Михалкова. Здесь тоже всё действия и разговоры с глазу на глаз И очевидно, что авторы и вышеназванных картин и фильма «Без свидетелей» имели целью обнажить душу персонажей, показать их в неприкрытом виде. (В «Без свидетелей» это и впрямую луч света – как свет театральной рампы направленный на героя М. Ульянова в момент его исповеди).

В тоже время в обоих фильмах невидимо присутствует третий – тот о ком, говорят действующие лица как о ком то в третьем лице, наделяя его при этом чертами характера одного из персонажей. Этот третий как двойник одного из героев, призван оттенить уже известное нам о самом герое. Призван выделить его добродетели или пороки. Для юного Василия из «Июнь. Москва. Чертаново» - это невидимый Коржиков, представленный через разговоры Василия с Анной Андреевной и предстающий во всём цинизме и корыстолюбии, оппонентом ему подруга Василия и его одноклассница, которую он называет просто – Евсикова.

В «Послесловии» - дочь Алексея Борисовича, телефонные друзья и некий пожилой мужчина время от времени выходящий на балкон дома напротив, напоминающий тестю давно умершего друга.

Обе картины словно бы подытоживали прошедшую жизнь и время и пытались угадать что ожидает человека в его будущем. Всё это, конечно, в немалой степени касалось реалий СССР, но мне кажется схожие сюжеты можно найти и в зарубежном театре того и кино как тех лет, так и наших дней.

Автор: Дмитрий Полохин


2 ответов

  1. Я думаю, что современники этих фильмов в то время, увидев наше современное кино, сказали бы тоже самое.

  2. Произведения на любителя я бы даже сказал гурмана)

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.