«Гранд Торино» (2008) Не только семейная и частная история

«Гран Торино»«Гран – Торино» - легковой серийный автомобиль начала 1970-х гг., олицетворение могущества американской автопромышленности и американской мечты. Этот символ многообразия жизни, ярких красок, праздника из прошлого. Он бережно хранится в гараже главного героя как память о лучших для него днях.
И вот на это святое для героя прошлое покусился ненавистный для него сегодняшний день. Как частично примиряется пожилой человек, консерватор с настоящим временем – об этом фильм. И в чём правы его создатели, а что вызывает и весьма критические замечания – об этом ниже.

Бывший супермен экрана Клинт Иствуд и в качестве режиссёра и актёра в своих фильмах не забывает, кто он есть для миллионов кинозрителей. Он всё тот же поборник справедливости и всё так же наводит порядок. Только теперь он в духе времени не только патриот Соединённых Штатов, но и живёт в обществе разных народов и культур и в меру корректен.

Фильм "Гран - Торино": семейная то ли драма, то ли мелодрама - не в этом суть. В центре внимания дружба стопроцентного янки с соседями, выходцами из Юго-Восточной Азии. Поначалу пожилой человек, ветеран корейской войны, своих соседей называет не иначе как жёлтыми обезьянами, но дальнейшие события заставляют его переменить своё мнение и вот он уже признаёт в них людей.

Гораздо прохладнее и безучастнее отношения между Уолтом Ковальски (так зовут главного героя фильма) и его родственниками. Для них их отец, тесть, дедушка – колючий и неприветливый человек только и ждущий случая, сказать что-то едкое и нелицеприятное. И если бы не ожидаемое наследство – вряд ли бы кто-то из них вспомнил об отце и деде. Другое дело, - как оказалось, - новые соседи Ковальски. Случайное происшествие и помощь Уолта соседям сближает их. Уолт не чувствует себя новым королём Лиром и окружён заботой и вниманием своих восточных друзей.

Одна из идей этого фильма: при кризисе идей, сомнения по поводу правильности прожитой жизни, лишь только живой порыв человека совершить добрый поступок, благо для другого – в этом и заключается смысл его жизни.
Идея правильная, но если разобраться, какие ценности охраняет американский закон и мораль и за что в итоге гибнет главный герой фильма?

«Гран Торино»

Если судить и по картине «Гранд Торино» и по множеству других картин американского производства и по американским стандартам развлечения – желание жить легко и не особенно задумываясь, пошлость и низменность в поведении и стремлениях, грубость и брутальность, жёсткость и агрессия, приправленные таким же низкосортным юмором – вот это и есть американские ценности. Только теперь они в масштабах всего мира – завоевали весь мир, если учесть, что американское кино имеет цель господствовать над миром (также как и американская политика). Только господство это какое то плебейское, с чертам вырождения человека как личности. И ради этого стоит жить и проливать свою и чужую кровь, порабощённых янки морально и физически народов?

И ещё: в фильме «Гран Торино» всячески подчёркивается идея многоликости американского народа. Но вдуматься: что объединяет этих разных людей? Главное действующее лицо Уолт Ковальски имеет польские корни. Парикмахер, который стрижёт и бреет Ковальски – американец итальянского происхождения. Здесь ирландец, там тёмнокожие пуэрториканцы с примесью латинской крови. И даже целая народность – хамонги (или монги), что – то среднее между вьетнамцами и китайцами, бежавшие в своё время в США от преследования коммунистической власти Вьетнама за то, что помогали американцам в войне 1965 – 1975 гг.

«Гран Торино»

Все они в своё время прибыли в Америку за лучшей долей, все они варятся теперь в этом общем многонациональном тигле. И какую цель они преследуют? Получить шанс, путь к успеху. С улыбкой на лице вопреки всему. Но ведь это всё очевидные вещи – пока живёт человек он к чему-то стремится и сохранять оптимизм тоже в его характере. Зачем же тогда понадобилось символу американской демократии и справедливости по – американски, каким является Клинт Иствуд, снимать картину с явным политическим подтекстом? Не потому ли, что и сами США и их идея переживают кризис и лишь вмешательство в жизнь других народов, жизнь за их счёт способно ещё удерживать на плаву это искусственное и химерное государство.

«Вы американец», - с уважением в голосе говорит Ковальски азиатская девущка, вкладывая в смысл своих слов намёк на особое положение американца в сравнении с другими народами. «И как это понимать»? – задаёт ей вопрос Ковальски и не получает ответа. И так всё понятно. Что позволено американцу, не позволительно и с большой долей критики может быть отнесено к чужеземцу. Вот почему все эти люди так жаждали и жаждут причислить себя к американцам.

«Гран Торино»

Единственно, что внушает собой фигура Клинта Иствуда и воплощённого им персонажа старого американца, фронтовика (в корейской компании 1951 – 1953 гг.), рабочего на заводе Форда с многолетним стажем, его стопроцентность американца – если сравнивать с крепостью напитков таких как джин и виски или пива, которое он постоянно попивает, расслабляясь. Скала, сама уверенность в глазах женщин и детей или старых приятелей, которые знают Ковальски много лет.

Однако для любого мало-мальски грамотного человека, я уже не говорю о человеке высокой культуры, вся философия Уолта Ковальски смехотворна и вызывает лишь улыбку как улыбаемся мы над, ну скажем, ребёнком. Но для среднего американца, равно как и среднего европейца (да и жителя современной России) – это вполне нормальное явление.

«Гран Торино»

Фильм может служить примером не очень удачной попытки высказывания авторами неких, не до конца ясных и не чётко сформулированных ими идей в кинематографе. Или примером следования за сомнительными идеалами. Американская реальность по своему характеру, содержанию и форме отношений весьма сомнительна и надуманна. И как раз такой вот безобидный и сентиментальный фильм способен показать всё несоответствие и искусственность между стремлениями простого американца, человека, которому суждёно жить в Америке (к счастью или великому несчастью для него) и самой идеей и сутью Американского государства. Потому как в фильмах, где американские супермены и суперменшы не просто живут своей частной жизнью, а на полном серьёзе обделывают свои корпоративные и иные клановые дела, безумие уже настолько неотделимо от них и от их страны, что и невозможно указать на него.

Автор: Дмитрий Полохин


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.