Фильм “Живот архитектора” (1987) Рецензия

Рецензия на фильм "Живот архитектора" (1987)Даже в самой, с виду, простой истории у Гринуэя не может быть просто истории. Ибо, по его мнению, это глупое бесцельное занятие. Простая история обычно наличествует в современных блокбастерах и туповатых комедиях, которым сюжет нужен только по тому, что на бессистемную чреду забавных юморесок никто не пойдет в кино, человек так устроен, что его обязательно нужно хоть по минимуму, но удивлять. И тогда он оценит кино и, возможно, его посоветует друзьям, полюбив.

Вот и фильм «Живот архитектора» являет собой не просто историю, хоть таковой и видится. Однако здесь авторский месседж весьма затейливо упрятан за обыденность ситуации и некую бытовую скучность. Гринуэй остается верен себе, его фильм по стандарту нетороплив, по стандарту очень тщателен по информационной части, хоть и по прежнему полон скрытых смыслов. И конечно же очень красочен и сочен по глубине и красоте пейзажных сцен.

Естественно, что сей режиссер не из тех, кто разжевывает всю сущность момента и вкладывает зрителю в голову уже готовую «переваренную» информацию, - нет и еще раз нет. Герои движутся, герои принимают какие – либо решения, герои что – то делают и что – то говорят. Все это связано и логично, но почему происходит то или иное действие – никто объяснять не будет, Вам покажут действие которое произошло после другого действия, покажут сам результат, не объясняя что крутилось в голове того или иного героя и сподвигло его сделать то то. А вот почему он принял это решение или почему он пошел и сделал то то, и предстоит уже решить Вам, проведя некое, почти детективное мысленное расследование.

Здесь мы видим чикагского знаменитого архитектора Сторли Крэклайта, который вместе со своей молодой женой Луизой, по приглашению, приезжает в Рим, где ему предстоит организовать и открыть выставку, посвященную когда – то знаменитому, а ныне подзабытому французскому архитектору Этьену-Луи Булле.

Кадр из фильма "Живот архитектора" (1987)

Первые кадры демонстрирую лучистое счастье и семейную радость архитектора, который испытывает оные эмоции со своей женой. Но с первого же знакомства с помощниками с римской стороны нас прямым текстом информируют, что счастью пришел конец.

Мало того, что жена архитектора начинает крутить шашни с молоденьким, выглядящим изумительно гадко, римским архитектором, который, в свою очередь, также начинает интриговать против приглашенного мастера, так еще и сам главный герой, погружаясь в подготовку выставки начинает постепенно переносить личность Булле на себя самого.

И сие, в первую очередь, выражается в маниакальном внимании к собственному животу, о чем, собственно, и видно по названию. Живот у него болит, но вместо того, чтобы сразу же обратится к врачу, сей господин начинает подозревать жену, проверяя пищу на яд и выпытывая симптомы отравления. После он переходит к тщательному сравнению и изучению своего живота с животам статуй, в изобилии расставленным по Риму, с животами беременных и т.д. Естественно, находясь в среде, где окружающие ехидно лицемерят в глаза, где даже самый близкий человек оказывается предателем, а единственное, важное и ценное, то к чему стремился и добивался много лет – выставку Булле, хладнокровно отнимают, отдавая врагу, помешательство принимает критические формы, финишируя, как всегда, резким обрыванием, призванным поставить дрожащую трепещущую от негатива и возмущения точку в сей истории.

Кадр из фильма "Живот архитектора" (1987)

Что хотел сказать Гринуэй, показывая поведения и изменение сознания человека, оказавшегося в жуткой ситуации, где помощи ждать неоткуда, а собственных сил явно недостаточно? Наверно ничтожность человеческой жизни перед лицом какой – либо глобальности, иллюстрацию пословицы «биться как рыба об лед»? Только лишь с таким грустным сожалением и каким – то сторонним пониманием? Возможно … А возможно и просто демонстрацию влияния на человека целой гаммы фактов и событий, когда оной находится в безвыходной ситуации? Эдакая басня – притча о человеке, который лишился смысла в этой жизни, сделав самостоятельно несколько неверных шагов и доверившись подлым людям …

Вероятно под фильм можно подвести еще целый пяток разных смысловых идей, и для каждой найдется и причина и оправдание.

Может быть именно этого и хотел Гринуэй, пытаясь добиться от зрителя попыток проанализировать увиденное, как – то переакцентировать происходящее на себя и к чему – то в итоге придти …

Может быть. Но если это так, то Гринуэй явно не рассчитывал на легкость восприятия своей картины, ибо она, как и все его прошлые, снята на стыке человеческих отношений и культурных событий. Отношения людей проходят или на фоне, или же сменяются кадрами с разного рода предметами искусства, именно здесь упор сделан, как Вы понимаете, на архитектуру. Если сказать, что в филмье «Живот архитектора» много кадров с пейзажами Рима, это значит не сказать ничего. Здесь даже банальные совещания идут на древних развалинах. Как на фоне оных же развиваются и более драматические события …

Кадр из фильма "Живот архитектора" (1987)

Но, в отличии от того же «Зеl и два нуля» в сей картине меня абсолютно ничего не затронуло эмоционально (за исключением , может быть, легкой противности по отношению к образу любовника жены архитектора) , и тем более шокировало. Я посмотрел фильм ровно, нигде особо в него не погружаясь и иногда даже откровенно скучая …

Хоть умом я и понимаю, что второе, третье и четвертое «дно» в картине «Живот архитектора» есть, но вот искать его … не особо – то и хотелось, и если бы я не писал сей рецензии, то я бы и не стал этого делать, а посмотрел фильм, просто как личную драму человека, обостренную, опять же личными, закидонами.

Поэтому сей фильм, пожалуй, не особо ценен для меня. Возможно в этом виноват мой малый жизненный опыт, и я что – то тут не увидел «особого», или же виновата моя некая рассеянность и несобранность во время просмотра, - не знаю.Но факт остается фактом, мне фильм «Живот архитектора» не понравился.

Однако я вновь преклоняю колени перед мастерством Гринуэя как фотографа, фильм, на самом деле, пестрит великолепными кадрами. И это же относится к актерам, которые тонко и очень живо играют свои роли. Приятно наблюдать как за их игрой, так и просто приятно любоваться восхитительными видами Рима.

П.С. И конечно же Гринуэй не смог удержаться от мимолетной, язвительной шпильки в адрес религии)).


6 ответов

  1. Главное терпение))

  2. Пожалуйста … смотрите, если сможете)

  3. ого круто)не видел такой фильм)обязательно посмотрю)спасибо за совет

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.