Фильм “Зед и два нуля” (1986) Рецензия

Рецензия на фильм "Зед и два нуля" (1986)Каждый фильм Питера Гринуэя оставляет меня в почти беспомощной растерянности ... боже, что я посмотрел? Что это? Что этим хотел сказать автор? Зачем использовал те или иные образы, зачем специально акцентировал внимание зрителя на цветах и определенных животных? Что значат эти буквы ZOO, по мимо просто "зоопарк"? И т.д. и т.п. Вопросы роятся, вопросы клубятся ...

И ответов нет. Ну почти нет.

Я смотрю уже четвертый фильм Питера Гринуэя (предыдущие - это "Контракт рисовальщика», "Повар, вор, его жена и ее любовник» и "Гольциус и Пеликанья компания»), и по мне этот ... Зед и два нуля, хоть и имеет легко читаемую атмосферу Гринуэя, самый недосказанный, самый туманный и самый непонятный.

На язык, конечно же, просится самое простое объяснение происходящему, исходя из опыта предыдущих картин, однако где - то внутри я чувствую и понимаю, что возможно это и есть некая связующая константа, но в картине далеко не один смысл, далеко не одна идея и далеко не один авторский взгляд на смерть.

А именно она тут восседает на троне и распространяет свои объятия на все, абсолютно все ...  три женщины, две из которые погибают в автокатастрофе, а третья лишается ноги. Мужья погибших, оказывающиеся близнецами, которые начинают сближаться с одноногой. Их странные и пугающие фотоопыты, ставящие цель проследить за скоростью разложения живых организмов. Затуманенная ситуация в зоопарке, который постепенно раскрывает свои тайны, превращаясь в полигон сумасшедших испытателей ....

Кадр из фильма "Зед и два нуля" (1986)

Весь этот пучок в начале истории плотно сжат и преподносится будто со стороны, будто снимающий это является в картине безмолвной тенью, неслышно следующей за персонажами и заботливо фиксирующей все возможные извращения и пороки рода человеческого. Можно подумать, что Гринуэй как здесь, так и в своем фильме, через почти 40 лет, пытался показать истинную природу человека, основательно заутрировав обыденность и щедро добавив агрессивных мрачных красок, напрочь вырезав мягкотелость и слащавую романтику ... Можно.

Но, опять же, у меня долбится мысль, что не зря в фильме "Зед и два нуля" используется метод поэтапного усиления эмоционального давления, метод прогрессивного схождения с ума ... если опыты начинаются с вполне безобидного яблока, то "потребности" растут, в кадре появляются рыбы, креветки, крокодил, зебра, и наконец человек. Вместе с этим веянию общего сумасшествия подвержена и выжившая, ставшая одноногой, которая слово насмехаясь над чувствами смотрящего, по настоящему слетает с катушек. Сперва отрезает себе вторую ногу, потом издеваясь над вьющимися, подверженным дурным мыслями, ухажерами, решает закончить все ...

Кадр из фильма "Зед и два нуля" (1986)

И зоопарк ... сперва бабочки, потом улитки и вот мы уже видим настежь раскрытые ворота в финале ...

Все это на фоне непрекращающегося пира смерти, все умирает, разлагается, активно ведутся разговоры как о смерти, так и о том же разложении. Герои также друг за другом умирают. А остальное идет в обратную сторону, будто показывая процесс превращения любой идеи в максимально сконцентрированную реализацию оной ... Плюс бесконечное, почти насильное усиление внимания на черно - белых тонах и на бедных зебрах ...

Я даже не могу представить как к этому фильму писался сценарий и каким образом, и зачем именно так, Гринуэй расставлял акценты и заставлял героев вести себе по особому и говорить особые фразы. Тут, конечно же, есть вполне стандартные, в его духе, малость ехидные уколы в сторону религии, как и есть непременная эротика, как всегда лишенная сексуальности. Хотя не красоты, пугающей, завораживающей, страшной, но красоты.

Кадр из фильма "Зед и два нуля" (1986)

Наверно у меня долго будет перед глазами плавать кадр, где близнецы сидят в четко выверенных позах по края кровати, на которой лежит безногая героиня, уходящяя в мир иной ... и играет веселая, бодрящая музыка ... жутко красиво. Аж пробирает. В этом весь Гринуэй, потрясающий фотограф кадра ...

Но все остальное, причины, мотивы и итоги ...остались где - то за кадром. Поэтому кроме великолепия кадров, пробирающей музыки и общего, уже почти привычного, легкого шокирования, я не получил от фильма, наверно, ничего ... может быть не распознал, может быть не увидел. Но это так.

Так что, назвать фильм "Зед и два нуля" фильмом, рекомендованным к просмотру в любом случае, как - то трудновато. Но это, на самом деле, другое кино. Кардинально другое кино. Если готовы - дерзайте.

Начальные кадры  "Зед и два нуля" (1986):


8 ответов

  1. Когда – нибудь обязательно доберусь)

  2. olya93

    Опять же, смотрите “Малхолланд Драйв” для сравнения))

  3. Не …я имел ввиду, что те фильмы, которые я видел, они более понятны и сюжет раскрывается, на мой взгляд, довольно объемно. С “Ластика” и начну)

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.