Фильм “Солярис” (1972) Рецензия

Рецензия на фильм "Солярис" (2012)В 1972 году этот фильм пытался взять главный приз на Каннском фестивале, однако "Золотую пальмовую ветвь" получила итальянская драма "Рабочий класс идет в райм, а фильм Тарковского получил "Большой приз жюри" и "Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)", ну и до сих пор по результатам многочисленных опросов фильм "Солярис" получает очень хорошие отклики, и даже считается одним из "величайших фантастических фильмов в истории кинематографа"...

Вообще фильм снят по одноименной повести Станислава Лема, и в 2002 году была сделана еще одна попытка экранизации книги, на сей раз за дело взялся уже известный к тому времени режиссер Стивен Содерберг, но по отзывам российских зрителей Тарковский "глубже" и "четче" подошел к проблеме... да и сам Лем, не особо любя творение Тарковского, -  насчет "Соляриса» 2002 года выразился мягко говоря критично, в частности из - за того, что Содерберг превратил драму в мелодраму, на первое место поставим любовные взаимоотношения главных героев..

Сюжет фильма, на первый взгляд, и что зритель обычно видит в аннотации, довольно прост и ничем особенным не выделяется, психолог Крис Кельвин прибывает на космическую станцию, находящуюся на орбите планеты Солярис.. Планету покрывает Океан, и ученые долгое время пытаются разобраться с этой "субстанцией", которая по одной из гипотез является мыслящим организмом..
Миссия нового обитателя заключается в конечной оценки целесообразности "соляристики" и снятии станции с орбиты..

Прибывая на станцию Крис, поначалу думает, что ее обитатели сошли с ума, но все меняется, когда к нему приходит погибшая 10 лет назад жена..

Рецензия к фильму "Солярис" 1972

Кинофильм разделен на две равные части, и первая из них, по сути, является эдакой громадной прелюдией к основному действию и основному смыслу, которое раскрывается всего - то в нескольких монологах и диалогах главных героев из второй части, и из - за этого может показаться, что фильм носит в себе оттенок затянутости, нудности и даже некоторой скучности повествования...
И даже создается ощущение какой - то ненужности некоторых вещей, к примеру попыткам показать "развитость" земной цивилизации, или же "захламленность" на самой станции, когда на ней начали происходить загадочные явления..

С одной стороны кажется, что вполне можно было обойтись и без окружающего фона, без привлечения такой "массовости", но с другой, вся "соль" фильма, заключенная в паре фраз - "человеку не нужен космос, человеку нужен человек", которые говорит один из героев, и которые потом "обжевываются" другими персонажами, раскрываясь и дополняясь, показывают, что элемент космичности и элемент "отрыва" индивидуума от его "среды обитания" как раз исключительно важен..

Основная проблематика фильма состоит в противопоставлении интересов человечества, которое стремится быстрее и активнее познавать окружающий мир и раздвигать его рамки быстрее, чем это возможно, но забывает о этически - моральных аспектах своей же "расы", готовясь выйти на контакт с внеземным разумом, и надеясь совладать или же найти общий язык с ним, подчастую человек не может найти общий язык не только со своим соседом, но и самим собой...
И это наглядно демонстрирует фильм, показывая, как психолог проснувшись утром видит свою умершую жену, не просто призрак или галлюцинацию, а существо из плоти и крови, которое помнит и страдает, но "появилось" оно благодаря мыслям и чувствам самого Кевина, именно благодаря его угрызениям совести, что отсылает нас в кое мере к "Преступлению и наказанию"..

Рецензия к фильму "Солярис" 1972

Но и при всей своей необычности и возможно полезности даже на сей момент, в фильме Тарковского, в его стиле, очень много внимания уделено отдельной персоне - именно психологу, да и сама планета, и сам космос, как таковой не раскрыты полностью, зато четко виден авторский посыл, что Земля - это хорошо, а Космос - это плохо, выражаемый в постоянных вставках родных мест ГГ, его общения с матерью, зимних гуляний из его памяти и т.д. на фоне непередаваемой тоски и какой - то безысходности, царивших на станции..

За что, кстати, сам Лем и разругался с Тарковским, упрекая его в идеализации Земли.. , а обращаясь к тому, как реализованы идеи и мысли автора стоит внимание обратить на некую нереальность окружающей обстановки, и даже некую примитивность, но все же на этом внимание не стоит зацикливать, т.к. некоторые ляпы были известны и самому создателю, но он на них махнул рукой, списав все на фантастический элемент в картине..

Лично мне фильм понравился, а точнее ощущение положительных эмоций пришло за минут 20 до конца фильма, а до этого было слегка скучно, т.к. о "Солярисе" слышал и читал множество разных откликов, от ярко негативных до феерических, да и друзья постоянно советовали его посмотреть, но я не знал, о чем он будет и думал, что снова увижу нечто на подобие  "Сталкера».. оказалось, что "Солярис" это нечто другое..

Таким образом, фильм "Солярис" 1972 года смотреть определенно стоит, если Вы этого не делали, а если уже имели честь познакомится с этим кино, то и просмотр некоторых моментов повторно также будет порой полезен,  дабы просто задуматься... не о авторском конкретном "месседже", а о том, что же он хотел сказать..
Нечто вроде разминки для мозгов, что весьма и весьма нужно в наше время..

Трейлер фильма "Солярис" (1972): 


10 ответов

  1. Денис

    Если честно я тоже не люблю, мне нужна гармония в фильме, где динамики и смысл уравновешивают друг друга, но этот фильм обязательно стоит посмотреть..

  2. Увы не люблю подобные фильмы, пытался смотреть, но высиживать первую часть ради того чтобы во второй наконец то заинтересоваться сюжетом. Нет,такие фильмы мне не нравятся. Динамика, напряжение -должны быть всегда. А нудность не люблю.
    Всем удачи и успеха.

  3. Не… думаю не стоит так извращаться, ибо новый Служебный роман голимое говно…

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.