Фильм “Солнечный удар” (2014) Рецензия

Солнечный удар (2014) ПостерЯ специально не стал читать после (как и, собственно, до) просмотра фильма "Солнечный удар" два произведения Бунина - "Окаянные дни" и сам "Солнечный удар", на которых он основан, ибо хотел в полной мере посмотреть именно фильм Никиты Михалкова, а не сидеть и сравнивать что сумел Михалков взять у Бунина и что исказил через призму, будь своего опыта, или же мировоззрения.

Однако, полностью от этого избавится не удалось, ибо я знаком с творчеством Ивана Бунина, пусть и не очень глубоко, однако некую любовь и глубочайшее уважение как к величайшему мастеру слова имею. Поэтому сходу и первая "претензия", которая будет ... ммм ... скорее всего лишь одна из трех.

Михалкову, на мой взгляд, не совсем удалось оживить то, что оживил Бунин. Я не читал, но уверен - что Бунин оживил. Ибо стоит прочесть любой рассказ из сборника "Темные аллеи", чтобы в это сразу поверить. А Михалков старался, душу вкладывал, экспериментировал, но не смог. До конца не смог. Однако это мешало гораздо меньше, чем, к примеру,  какая - то инородная актриса, игравшая роль товарища Землячку. Может это и было задумано еще Буниным, чтобы персонаж выглядел столь карикатурно - неприятно, смешно и даже дико, но мешает это конкретно.

Хотя да ... скорее всего эту "претензию" стоит снять, ибо понимая отношение Бунина к Советской власти было бы совсем не удивительно узнать, что именно в этой комиссарше, в этой зэчке, ставшей вершительницей судеб настоящих офицеров и видел писатель саму Советскую власть.  И изобразил ее так злостно, жестоко и карикатурно.

А вот от последней, от третьей ... Михалкову не отбрехаться. Ибо это уже именно по его честь и только по его, - в слоган фильма вынесена следующая фраза, которую главный герой все время повторяет и по сюжету, вспоминая, пытается найти на нее ответ: «Как всё это случилось?».

Солнечный удар (2014) Кадр

Главный герой - белогвардеец, воевавший под началом барона Врангеля, сдается в плен в 1920 - ом году в Крыму, подписывает "акт капитуляции" и пытается найти ответ на вопрос: «Как всё это случилось?». Как получилось так, что он, офицер царской армии, поданный Российской империи сдается в плен сброду каких - то оборванцев на развалинах собственного прошлого? Что случилось с страной, как все это случилось.

Вопросы, согласитесь, фундаментальные, глобальные.  Однако как их задает актер Мартиньш Калита? Вы ждете некой потерянности и изумления, может быть усталости? Может быть агрессии или неприятия? А может быть смирения? Ничего этого нет. Актер пуст и как - то абсолютно отрешен. Может оно и надо, но ... толи слишком отрешился, толи недостаточно вдохновился. Какое - то непонятное состояние, да так, что верить и сопереживать, чувствовать и даже пробовать жить той жизнью, которой живет персонаж сейчас и какой жил раньше ... мне было очень трудно. Катастрофически трудно настроится на нужный лад, поймать тот самый тон и слиться с фильмом, с историей героя. Это было трудно.

Но у меня получилось.

Наверно Вы подумали, прочитав все, что написано выше, что я ругаюсь на фильм "Солнечный удар", что он мне не понравился и вообще рецензия остро - критическая. Ан нет. Фильмом я доволен в том плане, что это отменная пища для ума и громадная доза эмоций.  И да. Картина "Солнечный удар" мне понравилась и заставила зауважать Никиту Сергеевича еще сильнее.

Солнечный удар (2014) Кадр

Во - первых, стоит начать с того, что картина являет собой громадный пазл метафор и аллюзий, где каждый маленький пазлик тоже в свою очередь метафора или аллюзия. Михалков даже банальную любовную сцену изобразил не банально, а как метафору, когда нам показывают пышущие жаром, работающие в бешеном темпе громадные поршни и их более мелкие детали речного парохода.  Что уж говорить о финальной сцене, которая, пожалуй, является самой сильной во всем фильме, что совсем не удивительно. Ведь Михалков не сдавшихся людей утопил, он утопил целую Российскую Империю, целый пласт истории, причем очень жестко использовав метафору в метафоре, показав идею "своими руками" через воссоединение двух историй - из "Солнечного удара" и из "Окаянных дней".

Выросший мальчик, отдавший часы и пронзительная речь подпоручика , обращенная к капитану, перед тем, как юнкер отдал часы. Ведь это и есть крутейшая метафора. Это очень сильно. Невероятно сильно.

Во - вторых, атмосферность картины. Это что - то невероятное. Стоит продраться через некое сопротивление (аки через призрачную паутину, в первую очередь создаваемую неопытностью актера Мартиньша Калиты, который играет весьма неровно) и ты, буквально, вываливаешься в 1907 год или же в 1920 - ый.  Причем особо стоит отменить операторские решения, когда происходит смена "времен" в фильме. Ощущения того, что история начинает запутываться, утомлять или вгонять в депрессию своей непонятностью тут и в помине нет. И из - за того, что до финала две истории идут параллельно и из - за того, что окружены они по настоящему тем временем, тем духом и той эпохой, в которой и происходят.

Солнечный удар (2014) Кадр

Ну и в третьих ... по мимо многочисленных метафор и аллюзий (чего стоит прямое цитирование Эйзенштейна с его "Броненосцем "Потемкиным") фильм "Солнечный удар" - это самый откровенный разговор с зрителем, какой только может быть. Ведь ответов в фильме почти нет. Зато сколько вопросов. Они звучат постоянно. Частенько они риторические, частенько они высказываются как убеждение, частенько они просто повисают в воздухе и растворяются другим кадром. Вопросы, вопросы и еще раз вопросы. Зрителю предлагается уловить эти вопросы, расшифровать их (ну не думаете же Вы, на самом деле, что Михалков рассказал просто историю, случившуюся в конце Гражданской войны?) и найти на них ответы внутри себя. Возможно поделится с кем - нибудь, возможно спросить у соседа, а возможно взглянуть иначе на реальность и что - то сделать.

Так что ... очень советуем посмотреть сию картину и не пугаться хронометража в 3 часа, ибо каждая минута его оправдана. Слушайте фильм, внимайте фильму  - и он Вас не разочарует.

Трейлер "Солнечный удар" (2014):

П.С. Фильм однозначно заслужил место в списке "Что посмотреть».


4 ответов

  1. “Солнечный удар” Никиты Михалкова

    Этот великий фильм должны посмотреть не только все этнические русские, но и все другие коренные народы Российской Федерации, которые жили и живут на огромной территории Евразии тысячелетиями, которые своими потом и кровью сделали её пригодной к жизни, освоили ее богатства, одухотворили её почитанием праха и духа своих предков и созидательным трудом собственных рук. Посмотреть и понять душой и разумом то, что произошло с Россией и с русскими в эпоху великой катастрофы (1917-1937 г.г.), что может снова произойти с ними, а вместе с ними и со всеми другими народами, живущими на собственной родной земле, но неразрывно связанными с русскими и Россией прошлой и настоящей историей, общими духовными и культурными ценностями. Солнечный удар не обязательно приводит к летальному исходу, но он заставляет человека задуматься над своим безрассудством и предостерегает его от ошибок в будущем.
    Фильм «Солнечный удар». Авторы сценария – Никита Михалков, Александр Адабашьян, Владимир Моисеенко, режиссер-постановщик и генеральный продюсер – Никита Михалков.

    Вероятно, начало фильма многим кинозрителям, особенно молодым, покажется несколько затянутым и скучным. Но это как символический образ долгой и тяжелой болезни, которая лишает человека возможности двигаться, действовать, сковывает его разум, отнимает у него оптимизм и веру в победу над недугом. И если человек не обладает чистым разумом, изначально данным ему Богом, большой силой духа, не способен бороться со злом до полной победы над ним и готов идти на компромисс с порождением дьявола, то он обречен на бесславную гибель. Это и своеобразный символ затянувшегося душевного кризиса русского народа, разум которого был надломлен чередой смутных лет и военных поражений, а организм ослаблен действием в нём вирусов масонства и космополитизма
    В фильме по большому счету три героя: капитан царской армии, который пережил в свое время “солнечный удар” и был ослеплен, но не сделал из случившегося соответствующего вывода, и теперь, накануне мучительной смерти, мучается безответным вопросом «Как всё это случилось? Как всё это могло с нами случиться?»; наивно-романтически настроенный юнкер-дворянин, который бессознательно чувствует важность исторической памяти, запечатленной на фотокарточке, поэтому в течение всего фильма пытается собрать воедино всех 380 офицеров и сфотографировать их накануне страшной смерти, уготованной им перманентными революционерами во главе с жидовкой-бандиткой Розалией Самуиловной в комиссарской кожаной куртке, имевшей партийную кличку «демон»; и наконец, полк офицеров, цвет русского народа и России, добровольно сдавшийся на милость революционерам-победителям, которые погрузят этот цвет и свет России в огромную железную баржу и спокойно-деловитой манере утопят в пучине морской.
    Есть в фильме и обобщенный персонаж, олицетворяющий собой всё то зло, которое темной тучей накрыло солнечную Россию, купающуюся в славе своего величия накануне великого краха. Оно, когда еще было малым в образе невинного мальчика, привязавшегося к капитану как бездомная хитрая собачка, могло быть придавлено офицером за его маленькие пакости и гадости. Однако капитан, поглощенный своими романтическими грёзами, не почувствовал запаха великой беды, не усмотрел в нём, в этом пай-мальчике, то коварство и ту жестокость, которые во всей своей красе проявятся 21 ноября 1920 года. В этот трагический воскресный день возмужавшее зло со змеиной улыбкой говорит капитану, подписывающему формуляр-индульгенцию, а на самом деле – себе приговор: «Сегодня 21 ноября 1920 года. Воскресенье. Но вы не пишите слово воскресенье. Это не нужно…» И русский капитан снова не понял его, не распознал в нем страшного злодея. Эта добрая на вид, улыбчивая гиена имела в виду не день недели, а библейское понятие – воскрешение. Доброе на вид зло как бы говорило капитану (ещё одно символическое слово: “капитан”; капитан корабля по имени «Россия», не почувствовавший и не увидевший внутренним зрением огромный смертоносный для этого корабля айсберг, когда он ещё находился на горизонте и казался невинным маленьким ледком…) и всем остальным офицерам, обреченным на бесславную гибель: «вам не будет воскрешения, вам не нужно воскрешать, мы вам не дадим воскреснуть снова». Здесь важно подчеркнуть: оно говорило это не кому-нибудь, не безграмотному мужику за сохой или рабочему за станком, а боевым офицерам, потомственным дворянам, цвету русской нации. И этот цвет русской нации не понял, что подписывает себе смертный приговор.
    В годы революции, гражданской войны и зачисток-репрессии перманентными революционерами был уничтожен цвет не только русской нации, но цвет всех коренных народов бывшей Российской империи. Потому что он, цвет местных народов, также был опасен своим умом, своей гордостью, непримиримостью и несмиренностью. Однако накануне великой катастрофы весь этот цвет русской нации будто потерял социальное зрение и исторический разум; он как будто не знал, как боролся с этим ползучим злом западноевропейская цивилизация в течение многих веков, вырабатывая в себе иммунитет против этого зла. И сполна расплатился за эту слепоту зрения и разума.
    Но фильм Никиты Михалкова не только о трагическом прошлом. Он проецирует наше зрение и на день сегодняшний. Сегодня над Россией и всеми населяющими её коренными народами снова нависла смертельная угроза. Внутренний враг снова вошел в силу и начал расправу над истинными патриотами России и над всеми теми, кто не с ними, кто противодействует их экстремизму. Однако теперь расправа идет не лобовой атакой, не арестами и расстрелами, как он это делал с 1917 по 1939 годы, а исподтишка, тихой сапой. К сожалению, россияне снова мало что понимают, что происходит со страной, с её историей (которая переписывается уже не первый раз), с её подрастающим поколением (отданным на откуп тому же ползучему злу). Подавляющее большинство кинозрителей не поняло, как это видно из их отзывов в Интернете на кинокартину, и символический смысл катящейся вниз по наклонной, нескончаемой длинной лестнице безгрешно-белой детской коляски… В конце пути она падает на костер и сгорает. Это ведь предупреждение родителям молодых россиян, которые не желают задумываться над тем, кто и как манипулирует их сознанием. Сегодня и простой народ подкупается и нейтрализуется также простыми средствами: небольшими порциями дензнаков в виде премий и поощрительных или стимулирующих надбавок к зарплате, разноцветными почетными грамотами и благодарственными письмами, как в свое время колонизаторы подкупали аборигенов разноцветными стеклянными бусами.
    Всё это видит и понимает большой мастер экрана и патриот России Никита Сергеевич Михалков. И он, понимая, что одним ярким фильмом невозможно разбудить огромную страну (к тому же его фильм на окраинах России, в больших городах Сибири, показали только во второстепенных кинотеатрах в течение всего нескольких дней), и, чтобы хоть как-то растормошить народ, снять непрозрачную пелену с его глаз, активизировать его опцию самосохранения, он ещё создал всероссийскую телепередачу с символическим названием «Бесогон». Но захочет ли народ услышать его приятный хрипловатый голос, предупреждающий с телеэкрана о надвигающейся новой катастрофе? Если народ не видит и не слышит, то он и дальше будет идти той дорогой, которую указывают ему бесы. А в конце этой дороги он обязательно встретит вежливо улыбающихся могильщиков… И воскрешения великому народу теперь точно не будет.

    Не так давно один из глубоких западных писателей-мыслителей написал (цитирую по памяти) так: «Русским нравится, когда мы вторим им о загадочности русской души… Они не понимают, что мы при этом подразумеваем не тот смысл, который вкладывал в эту фразу их любимый писатель. Мы имеем в виду странную и загадочную податливость их душ. …На одну и ту же граблю они наступают десять раз …». Из контекста его статьи было понятно, что он не злорадствует, ему просто обидно за великий народ, который опять так легко отдает себя и свою страну в руки врагов своих. А мне и моим землякам ещё и больно. Ведь и во многих русских с южных степей России течет кровь великих сарматов, громивших в содружестве с кровно близкими им сакскими племенами – савроматами и массагетами – непобедимые армады-армии персидских царей-ахаменидов на южной окраине Саксинии, первоклассную армию непобедимого Александра Македонского на Амударье (заставив его повернуть на юг, в сторону Бактрии), бесчисленные легионы Древнего Рима на северных берегах Понтийского (Черного) моря, на самой западной окраине Саксинии, не пуская их в Великую Степь в течение многих столетии. Мы, современные коренные Россияне, в 20 веке разгромили очень грозного врага – нацистскую, гитлеровскую Германию и её союзников. А теперь что, отступим перед ордой гиен? Они ведь только на вид кажутся такими сильными и грозными, а на самом деле – сплошь дутые. Дунь на них силой Илья Муромца и покатятся они прочь как обычное перекати-поле… Только объединиться нам надо по-настоящему, как во время Великой Отечественной войны.

    Карл Иса Бек

  2. Фильм на меня произвел впечатление. Сделан талантливым режиссером в свойственной ему стилистике. без самолюбования. я бы сказал, неброскими красками, но с о-о-огромной любовью к России. Я понял. как мне кажется. основную идею фильма. как противопоставление любви, добра, света ненависти. злу. темноте. разрушающим Россию. Россию. не как государство. а как живую душу народа.Очень опасался политичности произведения из-за политических пристрастий режиссера, но мне думается, Никита Сергеевич избежал демонизации носителей разрушения и идеализации столь любого им прошлого периода самодержавия, во всяком случае через откровенные сцены насилия и прямолинейного втолковывания того, во что верует сам автор фильма.И пусть от бунинской литературы. по моему разумению или неразумению, в фильме мало чего осталось, пусть покажется кому то нелепым в основной идее противопоставлять вспыхнувшую как от солнечных лучей любовную страсть конкретных мужчины и женщины всеобщей трагедии гражданской войны, продолжавшейся в сердцах людей и после её окончания, сам фильм Н.С. Михалкова для меня как солнечный удар, поразил и восхитил. Думаю, Никите Сергеевичу. должно понравится мое честное признание: после окончания фильма я, коммунист по убеждениям и атеист, спонтанно стал с кресла, склонил голову и перекрестился.

  3. Ольга

    посмотрела фильм. Три часа пролетели незаметно. Сказать, что фильм – АХ!-нет, не скажу. Но постоянно думаю про фильм. Вспоминаются различные эпизоды, возникает много вопросов….думаю, в этом и есть правда сильного фильма. Фильм хороший, глубокий. Думаю, что каждый в нем найдет свое. Первые кадры, где большевики едут на трамвае и жизнь на пароходе – это такой контраст.Трамвай ограничен рельсами (и даже грузовик привязан к трамваю…), а пароход – это полнота , свобода….и опять же баржа, такая махина, которую вывез маленький бот и оставил посреди моря для затопления… – это сплошь символы….а вопрос мальчика – мы от бога или от обезьян? Мне показалось, что война идеологий может быть разрешена верой – это то ли ответ Бунина, то ли Михалкова? Этот снимок”апофеоз примирения”, который постоянно прерывался “вторжением”… вообщем, о многом фильм заставляет думать! Это действительно мастерский фильм. Спасибо! И советую непременно посмотреть!

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.