Фильм “Сквозь тусклое стекло” (1961) Рецензия

Рецензия на фильм "Сквозь тусклое стекло" (1961)Возможно не с этого фильма стоит начинать знакомство с такой знаковой фигурой кинодраматургии, как Ингмар Бергман, но что сделано – то сделано. Фильм «Сквозь тусклое стекло» (или в другом переводе «Сквозь темное стекло») был выбран мною для того, чтобы перелистнуть, как мне видится, еще одну страницу громадной книги в новый мир артхаусного психологического кинематографа.

Картина снята в 1961 году и представляет собой почти эталонный образец камерного кинофильма, в действующих лицах всего четыре человека, основные действия происходят в нескольких комнатах (есть парочка на природе, будь то лодка или стол во дворе), которые, как мне видится, специально «декорированы» под минимализм. Чтобы ничего, абсолютно ничего (даже такая вещь, как красивые пейзажные фоны, все таки фильм снимался в живописном месте – на шведском острове Форё) не отвлекало внимания зрителя от действия, от диалогов и заложенного в них смысла.  Это работает, хотя должен признать, что кого – то картина может отпугнуть неизбежным следствием – некоторой вялостью повествования, крайней неспешностью и неторопливостью течения сюжетного времени плюс приличным количеством кадров с ярко крупными планами ..

С виду, рассказанная история в фильме «Сквозь тусклое стекло», выглядит простоватой, какой – то мимоходной и даже где – то банальной …  однако вся шелуха быта и банальности осыпается в финальные минут пятнадцать, когда смысл картины выбирается из под одежонок полунамеков, тайн и недосказанные реплик и косых взглядов и начинает преподносится практически прямым текстом, с использованием самых простейших и наглядных метафор.

Кадр "Сквозь тусклое стекло" (1961)

В центре событий сложнейший узел душевно – эмоциональных страданий и метаний четырех совершенно разных людей, которых гложут и мучают совершенно разные проблемы, но все эти люди в той же мере крайне близко эмоционально и духовно связаны. Перед нами предстает девушка Карен, страдающая  от осознания, что ее психический недуг неизлечим , при этом ее изнуряют галлюцинации, воспримающиеся оной как своеобразный религиозный опыт …

На ее фоне несколько блекнет, но по мере развития сюжета начинает «сиять» все ярче и ярче, образ младшего брата по прозвищу Минус, терзаемого подростковыми комплексами, отсутствием внимания отца и пугающегося, теряющегося от поведения сестры по отношению к нему … что в последствие непредсказуемо, страшно аукнется …

Кадр "Сквозь тусклое стекло" (1961)

А где – то вокруг, изначально даже кажется с отстраненным любопытством сторонних наблюдателей (что впоследствии отчасти подтверждается), «бродят» отец  девушки и подростка в компании с мужем этой самой девушки. Последний атеист и воспринимает все религиозные «заскоки» своей жены с явной болью, понимая, что она больна и все ее попытки убедить его, что последняя ждет свидания с богом, вызваны психологическими проблемами. Но и он мучается от того, что любит ее, но абсолютно ничего не может сделать для нее, кроме того, как наблюдать и … любить. Тем же занимается ее отец, который много лет подряд, с момента смерти своей жены, обманывает себя и в тоже время в полной мере осознает, что внутри он пуст, ему чужды человеческие эмоции – он не умеет любить и все его поведение насквозь фальшиво.

Именно отцовская неискренность и невозможность любить дают толчок развития событиям в кинофильме, сперва это проявляется в речах Минуса, который прямым текстом говорит, что ему не хватает отца, потом в попытках последнего скрыть, что пьеса сына ударила в самую точку, ну и финиширует все тем, что дочь находит дневник родителя, где узнает, что отец не верит в выздоровление и более того, признает, что рассматривает развитие болезни Карен с болезненным любопытством писателя …

Кадр "Сквозь тусклое стекло" (1961)

С  этого момента события начинают затягиваться в тугой узел, где все проблемы, страдания и даже мечты действующих персонажей сводятся воедино, что приводит к некому подобию «большого взрыва», где из – за крайнего напряжения все взорвалось и каждый, в какой – то мере, получил то, чего ждал. Правда в двух смыслах – и в последнем некоторым, если не всем (смотря как взглянуть) это не принесло ожидаемого удовлетворения. Карен встретила своего бога, Минус наконец – то "нашел" отца и поговорил с ним, последний излив мучающие его подозрения, также почувствовал в себе настоящую, невиданную и нечувствовавшуюся ранее, любовь … Вот только муж, чья фигура, в принципе (даже его собственными словами, сказанными в лодке), подавалась как «простоя, незатейливая», покорно взвалил свой привычный «крест» и понес его дальше.

Ну тут уж ничего не поделаешь …

О чем фильм «Сквозь тусклое стекло»? С ходу трудно сказать, да и наверное нет такого точного и однозначного определения, все размыто и для каждого по своему … Даже спустя день, когда в мозгу все улеглось, сюжетно - логические ниточки между событиями и диалогами перестали дрожать и метаться с место на место, когда конкретно поковырялся в эмоциях и характерах каждого персонажа ...  может кто – то найдет здесь подтверждение своей религиозной веры, может кто – то, наконец – то, сможет взглянуть на окружающих, чужих людей с иной, более теплой, позиции (хотя надо ли?), а может кто – то, как к примеру я, лишний раз ощутит беспокойность и тревогу собственной натуры, что дает еще один тонус – толчок для того, чтобы жить и радоваться этому.

Кадр "Сквозь тусклое стекло" (1961)

А может цель фильма встряхнуть смотрящего, отвлечь его (что актуально в современности) от бытовых и надуманных проблем и заставить посмотреть на тех, кто рядом? Почувствовать свою любовь, взрастить свою любовь и лелеять ее, как величайшее чувство? Однозначно картина заставляет подумать ... поразмышлять и над событиями и попытаться их как - то, по своему, интерпретировать. За одно это можно сказать спасибо ...

Тем не менее, сей фильм слишком (пусть звучит грубо, пусть) сложен в своей простоте, чтобы вызвать мгновенный, широкий отклик, как это случалось с более прямыми и более манипулирующими драмами. Поэтому не могу сказать, что фильм Бергмана , данный фильм, покорил меня и заставил полюбить сего режиссера. Однако легкое (пока что легкое) любопытство разжег … буду знакомится дальше и, возможно, спустя какое – то время список «Что посмотреть» пополнится целой пачкой его фильмов. Но не сейчас. Сейчас надо думать, осмысливать и чувствовать.  И смотреть следующий фильм, конечно же.

Трейлер «Сквозь тусклое стекло» (1961):

П.С. Кстати, знаменитая шведско - норвежская прохладность в кинематографе проявилось, причем в полной мере, и здесь. Актеры, как бы их не нахваливали, играли весьма вяло, даже более того иногда вообще не играли, особенно актер, играющий Минуса ...  что несколько обострялось дурным российским безэмоциональным, скучным переводом.

П.П.С. Фильм "Сквозь тусклое стекло" является первой частью, так называемой, "трилогии веры" (что, однако, сам Бергман, отвергал) - следующие части Причастие» и «Молчание».


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.