Фильм “Седьмая печать” (1957) Рецензия

Рецензия на фильм "Седьмая печать" (1957)В отличие от фильма «Сквозь тусклое стекло» фильм «Седьмая печать»  являет собой образчик несколько более прямолинейного смыслового кинематографа, хоть и относится к жанру, так называемой «философской притчи», где, по определению, за внешней простотой скрывается сложнейшая проблема. Хотя, может это просто мне так показалось, на волне моей однозначной симпатии и к смыслу и к фильму в целом.

Широко известно, что именно с сего фильма, который получил в Каннах «Особый приз жюри», и началась мировая слава Бергмана, которая, несомненно, наложила некий отпечаток на последующее творчество режиссера. Возможно в последствии он захотел более приблизится к чувствам, к душе человека, не ставя столь "звенящие" фигуры, как в фильме "Седьмая печать". Согласитесь прямой диалог с Смертью интригует просто своим наличием.

В киноленте «Седьмая печать» мы  видим весьма читаемую интерпретацию вопрошения «что будет после смерти» и является ли смерть каким- то рубежом или же это просто финал, который настигнет любого.  Своеобразный или поиск веры, или ее неизбежная потеря. Наверно трактовать можно по разному, в зависимости от личных мировоззрений смотрящего. Но об этом позже.

Главный герой повествования, крестоносец  14 века, возвращается домой после десяти лет отсутствия , его сопровождает оруженосец, чья роль в картине замечательно, на мой взгляд, «шлифует» основную сюжетно- идейную подоплеку, которая доносится через «взаимоотношения» главного героя и прочих действующих лиц  … фильм начинается с того, что герой встречает на пустынном берегу моря Смерть, в облике мужчины в черном, и выторговывает отсрочку в виде шахматной партии.

Рецензия на фильм "Седьмая печать" (1957)

Месседж очевиден – переиграть, победить смерть и попытаться перед смертью, уже понимая, что она «дышит в затылок», разобраться со своей жизнью и взглянуть на нее как – то по новому. Однако вместо того, чтобы листать картинки прошлого, герой упивается миром и покоем, вкушая лесную землянику и парное молоко вместе с группой бродячего цирка … и бесконечно, весь фильм, задает один и тот же вопрос в разных вариациях – «есть ли что – то там … за чертой». Именно в контексте этого вопроса звучат вопросы о существовании бога, о его полнейшем бездействии, или даже безразличии к кричащему в его адрес мольбы и проклятия человечеству.

Именно в контексте сего настроя мы видим пронзительную сцену подлинной исповеди, где в роли священника, что особо пикантно, выступает сама смерть.

Примечательна следующая ремарка, которую Бергман, я уверен, обращает ко всем через уста героя – крестоносца именно в рамках вышеупомянутой сцены с исповедью:

«Мы олицетворяем свой страх, создаем его образ и называем его богом»

Для меня сия фраза безусловно атеистична, реалистична и практична, что подтверждается последующими действиями и событиями.

Рецензия на фильм "Седьмая печать" (1957)

Мне увиделось, что герой постепенно полностью теряет веру, осознавая и понимая, что ничего за чертой нет. Это выражается и в его постепенном угасании интереса к игре в шахматы со смертью (К примеру, герой в начале фильма, в момент исповеди, произносит фразу (не дословно, но примерно так) : «как жить если нет бога»), и, похоже, его угасший интерес и означает смирение с тем, что жизнь без бога на земле ему не нужна, поэтому он и не старается выиграть свою жизнь изо всех сил, в конце концов, совершая в глубокой задумчивости и отчаянии страшные ошибки (потеря ферзя и его реплика на это: «а я и не заметил»).

Это проявляется и в страстном желании поговорить с дьяволом через девушку, приговоренную  к сожжению за «сношения с дьяволом», у которой, в итоге, в глазах он видит не потустороннюю силу, не ответы на свои требовательные вопросы, а просто животный ужас и  человеческий страх, смешанный с легким сумасшествием …

И, наконец, это видно в финальной сцене, где перед лицом неминуемой смерти, герой закрывается и начинает рыдать.

Кто – то может сказать, типа как ты смеешь утверждать об атеистической составляющей фильма, если в нем крайне близко и крайне обширно присутствует такой «религиозный персонаж», как Смерть. На что я отвечу – Cмерть здесь  - это лишь сильнейшая, красивейшая и острейшая метафора, с которой Бергман проводит поразительные опыты … в финале он сам, ее же устами, нам об этом сообщает, когда Смерть говорит, что у нее нет знания (ответов на вопросы крестоносца). Т.е. Бергман убедительно и прямо утверждает, что искать в смерти или у смерти ответы бесполезное дело, ибо оная всего лишь явление, ну и пусть, что неизбежное.

Рецензия на фильм "Седьмая печать" (1957)

Однако, хоть фильм и пропитан смертью (отголоски которой мы находим везде, как в рисунках художника – друга оруженосца, как и в песнях последнего, так и во всем происходящем), есть там место и любви, и ее противопоставлению смерти. В конечном итоге, именно на спасении любящих друг друга членов цирковой труппы и тратит свою отсрочку сэр рыцарь, давая возможность молодой жизни не угаснуть в расцвете сил.  Я все ждал и ждал, когда же Бергман наконец уже сравнит бога и любовь,  но дальше просто восхваления сего чувства дело не пошло, а ведь через четыре года, в фильме «Сквозь  тусклое стекло»  именно этой теме он посвятит почти весь финал …

Так что, фильм «Седьмая печать» представляет собой весьма любопытную, острейшую, глубокую философскую притчу о поиске себя, поиске веры и поиске смысла жизни, поразмышлять простор предоставляется, как и возможность поиграть со смыслами в зависимости от убеждений смотрящего.  Естественно, снимая ленту,  при приближении к сорокалетнему рубежу,  у Бергмана были несколько иные взгляды на мир, чем у меня, которому до тридцати еще далеко, но, тем не менее, даже со своей,  пока еще «розоватой», колокольни, картина мне понравилось.

Чем больше пытаешься ее анализировать, тем больше смыслов находишь даже в простых, казалось бы мимолетных фразах и поступках. Уверен, что многое я упустил в силу тех или иных причин, уверен, что где – то трактовал что – то в силу своих личных убеждений, однако  все мы приверженцы субъективизма, а я никогда и не собирался нести в мир объективную истину, ибо ее, попусту, на мой взгляд, не существует. Так что кино достойное в любом случае,  место в списке «Что посмотреть» ему предоставляется однозначно.

Трейлер «Седьмая печать» (1957):


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.