Фильм «Первый мститель: Противостояние» (2016) Отзыв

header

В кои-то веки российская версия заголовка фильма передала его суть чуть ли не лучше оригинального — я в курсе, что изначальная арка комиксов повествовала именно о гражданской войне между супергероями вселенной Marvel, но в ее экранизации акценты оказались расставлены иначе. «Первый Мститель: Противостояние» получился картиной о том, какими мелочными порой бывают люди; какими упрямыми и даже упертыми в чувстве собственной правоты. И разумеется, о том, к каким губительным последствиям приводят конфликты между этими людьми, если они обладают невероятными способностями к разрушению.

Нельзя сказать, что третья часть истории о Капитане Америке повествует только о Стиве Роджерсе. Я вообще взялась бы утверждать, что Противостояние вполне можно отнести к франшизе «Мстители» — практически до самого конца выделить главную фигуру достаточно сложно. В эпицентре внимания оказываются то Капитан, то Железный Человек, но приличный кусок экранного времени достался и каждому из остальных задействованных супергероев. Мои главные опасения касательно того, что новых персонажей сеттинга (Человека-Паука и Черную Пантеру) в этом смысле обделят, не оправдались — история и мотивация каждого из них раскрыта должным образом.

Противостояние можно условно разделить на три неравномерные части: в самом начале и в самом конце зрителя буквально топят в драме и пафосе, а все остальное время отведено под то, что я не могу назвать иначе как «развлекательным зашкваром». После довольно-таки серьезно и достоверно поданной завязки об очередном промахе Мстителей, в результате которого американское правительство ставит перед командой раскалывающий ее надвое ультиматум — подписать договор о полном подчинении властям или же сдаться на их милость — следует целый час пресловутого Противостояния.

Оно выглядит скорее забавно, чем устрашающе: несмотря на ужасающие разрушения, речь словно никогда и не идет о борьбе не на жизнь, а на смерть. От души мутузя друг друга, герои постоянно пререкаются между собой и подшучивают, а самую масштабную их схватку лучше всего описывают гневные слова Алой Ведьмы: «Хватит уже играть в поддавки!»

Кстати, именно она, а еще Вижн стали для меня наиболее достоверными персонажами в этом акробатическом цирке представлений. У них есть несколько общих сцен, где оба делятся своими страхами, и эти страхи делают их наиболее человечными и живыми.

2

Впрочем, противоречия раздирают не их одних — проще даже перечислить тех, кто к концу фильма ни разу не задался какой-нибудь моральной дилеммой (ну разве что Скотт Лэнг, Человек-муравей). Наиболее правдоподобно и оправданно в этот раз страдает Тони Старк, до сих пор душевно разрываемый гештальтом, что был вызван трагической и непреднамеренной гибелью его родителей. Последней каплей в принятии решения о том, что над Мстителями должен быть установлен внешний контроль, становится его диалог с матерью юноши-студента, погибшего в Заковии в результате действий команды, показанных в прошлогоднем блокбастере. «Кто отомстит за моего сына, если это вы — Мстители?» — горько вопрошает женщина, и этот вопрос бьет по самому больному месту в душе Железного человека.

Не слаще оказывается для него и предательство друга: Капитан Америка, придерживаясь строгих взглядов на ограничение свободы, сперва не соглашается ни под каким видом подписать злополучный договор, а потом и вовсе становится на сколький путь типичного вигиланта. Его собственный приятель — Зимний Солдат Баки Барнс — знакомый нам по второй части «Первого Мстителя», оказывается жесточайшим образом подставлен, и Стив не может не помочь ему, даже если в процессе становится преступником, преследуемым как властями, так и своими бывшими товарищами по супергеройству.

3

Дальше в ход вступает вездесущая ирония судьбы, и это действительно грустно. В тот момент, когда Тони наконец просекает коварный план главного злодея, и спешит на помощь Стиву и Баки, готовый признать свою неправоту, она подставляет ему подножку — неожиданную весть о том, что его родители погибли вовсе не случайно. Вовсе нет, и их убийца находится прямо перед ним, а его собственный лучший друг все знал и умолчал. Разумеется, все заканчивается очередным мордобоем, но на сей раз за героев действительно переживаешь, ведь каждый из них по своему прав: Баки был всего лишь жертвой обстоятельств, психически запрограммированной на убийство; Стив хотел уберечь Тони от разрушительных эмоций; у последнего же просто снесло голову на нервной почве.

В финале на первый план наконец выступает рациональность Роджерса. Его милосердие напоминает нам о том, что умение прощать — вовсе не слабость, а наоборот, огромная сила. Пытаясь объясниться перед Тони в прощальном письме, он оставляет за Старком такую же возможность совершить большую работу для души — простить. На этом моменте наконец понимаешь, почему Противостояние относится именно к фильмам о Капитане Америка и не является Мстителями 2,5. Честно говоря, после финала я даже немного разочаровалась в своем решении пойти на спецпоказ от #АрмииСтарка — несмотря на то, что я полностью согласна с изначальной мотивацией Тони, в конечном итоге настоящим героем для меня оказался вовсе не он.

4

«Первый Мститель: Противостояние» — не только прекрасное связующее звено между второй и третьей фазами киновселенной, но и вполне самодостаточная история о том, как не надо решать конфликты. Главное достоинство последнего Первого Мстителя — целостность. В фильме огромное количество персонажей, сюжетных веток и личностных конфликтов, но несмотря на это он смотрится на одном дыхании и не разваливается на отдельные части.

У Противостояния есть свои недостатки, вроде сильного контраста между драматичной частью сюжета и развлекательной. Ближе к середине происходящее на экране больше походит на попкорновый фарс (замечу, высшего качества!), а сразу после на тебя словно опрокидывают ведро с ледяной водой — ощущение ошеломления и когнитивного диссонанса не покидает до самого конца. Но это чувство скорее приятное, ведь зрителю таким образом напоминают о том, что истории из комиксов могут заставлять не только смеяться, но и думать, а порой и плакать.

Похвально и то, что в отличие от Бэтмена против Супермена, Первый Мститель не скатывается в модную нынче чернуху — происходящее на экране реалистично и трагично, но от него не веет полной безысходностью. Наоборот, Противостояние дает надежду, вселяет веру в ближних своих и в возможность лучшего исхода, а тем самым выполняет свою непосредственную задачу — именно такими, на мой взгляд, и должны быть экранизации комиксов.


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.