Фильм “Отсчет утопленников” (1988) Рецензия

Рецензия на фильм "Отсчет утопленников" (1988)После несколько неудачного опыта с фильмом "Живот архитектора», где история, на мой взгляд, была несколько зациклена на излишней грусти и общей человеческой никчемности без встряски - шокотерапии, следующий фильм "Отсчет утопленников" я начинал смотреть несколько предвзято.

Но очень скоро я понял, что моя настороженность излишня, фильм, как оказалось, более приближен к конечному зрителю, хоть и все также "по гринуэвски" насыщен иррациональными для нас и очень смысловыми для автора вещами. Если кратко, то сверху это саркастическо - абсурдная история трех женщин, находящихся на стадии трех возрастов, - старость, зрелость и юность. Их троих зовут одинаково - Сисси Коллиттс. И все трое походу фильма утопили своих мужей. Официальная причина - сексуальная неудовлетворенность, но, как обычно, все глубже.

Если первая топит из - за чувства обиды и эдакой усталой обреченности, то вторая просто следует по ее шагам, обретя четкий пример решения проблемы, которая уже давно назрела. А вот третья, самая молодая, топит своего мужа лишь потому, что ей хочется, с одной стороны влиться в коллектив "одного заговора", а с другой просто прочувствовать что это такое, когда твой муж тонет с твоей помощью на твоих глазах.

Кадр "Отсчет утопленников" (1988)

Однако сии действия не свершаются одно за другим без каких - либо проволочек, вместо этого нам постепенно рассказывают о характере каждой героине, обязательно зацикливая его на своеобразный якорь, коим выступает местный паталагоанатом, влюбленный в троих и делающих ради них раз за разом лжесведетельствования о "натуральности смерти".
И вот на фоне судеб этих четверых персонажей, сперва где - то в тени, на заднем фоне, а потом все ближе и подробнее, появляется, формируется дно картины. Основополагающая, можно сказать, фильмообразующая личность - мальчик по имени Смат, который "больше всего на свете любит считать и смерть" (в кавычках прямые слова Гринуэя, выдернутые из одного интервью по поводу сего фильма. В котором он, кстати, утверждал, что все его фильмы детские, а особенно фильм "Отсчет утопленников").

Любит считать и смерть! Именно на этих двух столпах и стоит фильм, которые преподносятся зрителю в виде несколько садистского увлечения вышеназванного мальчика.

Кадр "Отсчет утопленников" (1988)

В картине просто парадоксальное количество цифр, они буквально везде. Как фильм начинается с того, что девочка, прыгающая через скакалку, считает звезды до ста, так и эта сотня мелькает почти в каждом кадре, порой в очень неожиданных местах, и в конце концов именно цифра 100 заканчивает картину. Здесь мы видим три женщины, три убийства, они убивают на счет три. Здесь мы видим многочисленные игры, которые так или иначе связаны с цифрами, и также здесь мы видим множество мертвых существ, которые обязательно пронумерованы.

Когда - то Гринуэя вроде говорил, что не видит смысла снимать фильмы не о сексе и смерти, ибо все остальное скучно. "Отсчет утопленников" не стал исключением, - и первого и второго тут много. Очень много, порой зашкаливающе много.

И как всегда в мозгу всплывают вопросы, зачастую остающиеся без ответов ... Зачем это? Зачем то? Почему так? Для чего цифры? Для чего флирт и почти секс на фоне смерти? Эмоции? Встряска человеческого уютного внутреннего мирка? Попытка продемонстрировать, что за исключением малой толики важных вещей в этом мире - все остальное тлен и суета? Ненужная, бессмысленная и никчемная? Или же это оригинальное, тонкое и такое изощренное высмеивание моральных табу, поданное под красивым и завораживающим "соусом" черного юмора?

Кадр "Отсчет утопленников" (1988)

Поэтому я вновь вынужден признать, что окончательных, ясных и четких ответов так и не нашел, не смог сформировать, но на эмоциональном плане я их получил, и именно отклик оного заставляет меня советовать сей фильм для Вашего просмотра, для внимательного и чуткого просмотра. Возможно тайны мира Гринуэя распахнут свои двери именно перед Вами)).

Фильм "Отсчет утопленников", как и все прошлые фильмы Питера Гринуэя поражает буйством красок и сочностью кадров, но он и отличается, все таки комедийный элемент, даже в руках такого драматурга оным и остается. И мне это нравится).

Начало фильма:

Фоновая история девочки, которая прыгает на скакалке и рассуждает об обрезании, вообще завораживающая. Особенно ее прямой смысл - метафора, что стоит выйти за рамки привычности и мир сразу же тебя накажет, в лучшем случае обратит внимание, в худшем уничтожит.


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.