Фильм “Огни большого города” (1931) Рецензия

Рецензия на фильм "Огни большого города" (1931)Признаюсь, заинтересовался этим фильмом, увидев его в десятке лучших, которые представил в свое время Тарковский, наравне с таким, как «Земляничная поляна» Бергмана … И если последний, после просмотра, вызвал, конечно же, легкое волнительное покалывание в кончиках пальцев, но также и понимание, что смотреть со всей душой такой фильм нужно лет … эдак в 40, то «Огни большого города» подействовали гораздо мощнее, гораздо ближе и гораздо глубже.

Тем более, это мой дебют в мире немого кинематографа (любопытно, что фильм снят в 1931 году, когда немое кино почти умерло, звук пришел в кино уже пару лет как), не считая «Артиста» 2011 года, который, как оказалось (теперь уж точно), лишь «косил» под немое кино, пытаясь удивить жюри всяких фестивалей (что и сделал, получив Оскара аж в пяти номинациях). Дебют, «отягощенный» первым знакомством с великолепным (теперь я могу этого говорить убежденно и основательно) Чарли Чаплином, взвалившим  на свои плечи практически всю работу по фильму (режиссер, сценарист, монтаж, музыка, художник и главная роль). Так что столько много нового, свежего, необычного очень поспособствовало закрыванию глаза на мелкие проблемки ленты, которые, по большей части, имеют временные причины.

Огни большого города (1931) Кадр

Все таки фильм снят почти 90 лет назад, в эпоху, когда зрителя, привыкшего, или правильнее будет, не совсем отвыкшего, от эффекта классического театра, нужно было удивлять, нужно было смешить и нужно было удерживать его внимание. Именно для этого (помимо того, что фильм снят в жанре комедии, конечно же), на мой взгляд, юмористические сцены грешат затянутостью и излишней повторяемостью, именно для этого герои отыгрывают свой образ подчеркнуто ярко и именно для этого в фильме много постановочно – эталонных сцен.

Однако все это нивелируется громадным количеством «личного новаторства», помогая не зацикливаться на этом, а смотреть историю, внимать ей и, к финалу, почти жить ей. Я поражен насколько многогранен, насколько глубок образ бродяги, сыгранного, в высшей степени прекрасно, Чарли Чаплином. За его внешней простотой, неряшливостью и не знанием светских правил скрывается чистейшая душа, которая одним своим присутствием, жестом или улыбкой дарит надежду, гонит печаль и боль прочь ...

Огни большого города (1931) Кадр

В конце концов я поймал себя на мысли, что обезоруживающе очарован лентой, до крайности растроган и полностью покорен актерской игрой Чарли Чаплина, чья глупая, но такая искренняя, такая счастливая и живая улыбка, подобна урагану сметающему весь мусор и сор из сознания, простеньким, но таким завораживающим сюжетом, который с тревогой предугадываешь и неимоверно сильно не хочешь, чтобы очевидное ставилось очевидным, режиссерским талантом Чаплина, сумевшего так тонко передать эмоции и чувства простыми, но точечно – ювелирными способами.

Фильм безумно прекрасен, пожалуй, это самая сильная и самая эмоциональная, и в тоже время самая необычная романтическая комедия, которую мне довелось увидеть. Ничего, с чем бы можно было сравнить наиболее близко вот прям сейчас, я даже вспомнить не могу. Нет, существует, конечно же, целый жанровый пласт фильмов, выбивающих слезу и давящих на зрительскую жалость, однако «Огни большого города» - это, в первую очередь, комедия. Комедия, в которую вплетена неимоверно мощная, жизненная драма, которую Чаплин сумел поднести так, чтобы зритель проникся, но и не загрузился.

Огни большого города (1931) Кадр

Или же это драма, которая подана с позиции комедии, чем и вызвала разреженность атмосферы тоски и безнадежности? Ведь она (эта атмосфера) тут совсем не чувствуется, но безусловно присутствует. Стоит сделать попытку сравнить послевоенный неореализм – фильм «Похитители велосипедов» и довоенный, снимавшийся во время "Великой Депрессии" фильм «Огни большого города», чтобы понять как можно воздействовать на зрителя и что этим воздействием добивается.

Если «Похитители» (может это и не совсем корректное сравнение, с позиции профессиональной критики, но мне как – то фиолетово) я смотреть больше не буду, а вот «Огнями» наслажусь еще не раз …

Огни большого города (1931) Кадр

Одно точно – фильм «Огни большого города» смотреть необходимо, идеи, звучащие в нем – бескорыстная помощь, трепетная любовь, отзывчивость, человеколюбие – крайне актуальны и в наше время, поэтому просмотр сей картины не только эстетическое наслаждение, но и просто полезное времяпрепровождение.

Очень советуем.

А на ролике ниже к фильму "Огни большого города" (1931) Вы можете посмотреть вырезанные сцены из ленты:

Конечно же, фильм «Огни большого города» попадает в наш список «Что посмотреть».


4 ответов

  1. Согласен, такие фильмы можно и даже нужно пересматривать.

  2. Павел Елисеев

    Фильм потрясающий, живой. Смотрю его уже пятый раз. Буду смотреть еще. Мастер и Маргарита.

  3. Ну финал у фильма реально эмоциональный.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.