Фильм “Нимфоманка. Часть 1» (2014) Рецензия

Рецензия на фильм "Нимфоманка. Часть 1" (2014)Естественно невозможно в полной мере оценивать, анализировать и как – то критиковать половину фильма, тем более половину фильма такого режиссера, как Ларс фон Триер. Это, как удачно я услышал, оценивать «Войну и мир» Толстого по одной книге …

Но некоторые предварительные, сугубо осторожные и пробным высказывания – касания выразить уже можно, в конце концов, насколько я понял, фильм «Нимфоманка. Часть 1» представляет из себя четко очерченный кусок общего произведения, именно в котором дегустируется мысль – прелюдия ко второй части в своей всей полноте.

Т.е. в первой части мы видим, как девушка Джо пробует мир секса на вкус, относясь к нему с полнейшей беззаботностью, совершенно не заморачиваясь такими понятиями, как любовь и верность. Более того, в фильме убедительно звучит мотив войны главной героини против любви, эдакий нимфоманский крестовый поход против отношений, стандартных и патриархальных отношений между мужчиной и женщиной.

Однако громкий лозунг «Забудь о любви!» несколько лукав и несколько попсов в своей однозначности. Героиня, хоть и бунтует против классической любви, но сама не чурается «баловаться» оной же, правда в несколько своей форме. Но кто сказал, что у любви есть одна и та же форма, один и тот же цвет и один и тот же вкус? Вполне возможно, что побесившись и «попробовав» еще несколько сотен мужиков, Джо бы встретила кого – нибудь (естественно, что это был бы не Джером, которого она наделяет некоторой возвышенностью исключительно по принципу первого опыта и множественных случайностей) и уподобилась предводительнице их юношеского «сатанисткого» кружка …

Нимфоманка. Часть 1 (2014) Кадр

Но последний кадр, а точнее крик ужаса, который издает героиня во время очередного занятия сексом, вмиг рушит всю возможную идиллию и всю возможную надежду на положительный, стандартный финал. В конце концов это же Ларс фон Триер и такой банальности он бы не допустил.

Кстати о банальностях … ммм … как же я наслушался «интеллектуалов», которые обвиняют Ларса фон Триера за этот фильм в какой – то «попсовости» и «банальности» за использование «самых известных примеров из искусства» (Бах, Эдгар По, числа Фиббоначи и т.д.) . Насколько же это звучит тщедушно из их уст … Настолько же эти люди, называющие и считающие себя умными представителями человечества, бахвалятся этим и купаются в сладких грезах собственного умащенного эго …  Легко Вассерману «загрузить» тракториста сведениями о высокой материи и ядерной физики, но трудно сделать так, чтобы этот тракторист (прошу прощения за использования клише в данном примере, но контраст необходим) внимал рассуждениям интеллектуала с интересом и даже учился в процессе.

Ларс фон Триер это делает, и делает это красиво. И в отличии от того же Гринуэя не пытается плевать на зрителя, вводя в своих фильмы хаотичные мысли из собственной головы, порой ничего на значащие, а строит диалог с зрителем. Пусть и на уровне метафор, пусть и на уровне догадок и осторожных намеков, но строит. И это приятно. Мне вообще нравится, когда в картине присутствуют существенные, смысловые диалоги, дополняемые каким – либо действием по существу, ибо в процессе рассуждений о чем – то на экране, в сознании смотрящего (по крайней мере у меня) возникают многочисленные связи и собственные рассуждения, что побуждает анализировать льющийся диалог/монолог в «прямом эфире». А это волшебно. Действительно волшебно.

Нимфоманка. Часть 1 (2014) Кадр

Однако возвращаясь к фильму … сказать точно, что фильм «Нимфоманка. Часть 1» это фильм о том – то и о сем – то попросту нереально. Хоть Триер и проводит четкую центральную линию, но в тоже время он подгружает бесконечное множество мелких смыслов, которые, возможно, и не имеют ценности в глобальном плане, а просто имеют место быть.

В конечном счете в центре событий девушка, которая рассказывает свою жизнь, причем повествование ведется в форме своеобразной исповеди, где героиня всячески пытается себя очернить и доказать невольному слушателю, что она очень плохой человек. А ее слушатель всячески пытается найти в ее жизни хорошие стороны, сравнивая сексуальные похождения и безумства героини с величайшими произведениями искусства. А коли заявлено, что это жизнь, пусть и придуманная, то говорить о смысле того или иного поступка, или того или иного решения/мысли/желания героини … по крайней мере глупо. Рассказывается история жизни, история которая имеет все характеристики такого понятия, как «история», а последней глубоко плевать на тех, кому она не нравится и кажется бессмысленной или несвязанной.

Нимфоманка. Часть 1 (2014) Кадр

Некоторые претензии можно предъявить только рассказчику, а точнее тому, кто этот рассказ облек в форму кино и снабдил собственными, естественными, мыслями. Но, опять же, Ларс фон Триет есть Ларс фон Триер, ничего удивительного для него и в тоже время ничего такого, что бы говорило, что это не он. В картине есть место и сценам, весьма шокирующего характера, того самого, где проявляется знаменитая трансгрессия (к примеру сцена у постели умершего отца), тут есть и возведенные в ранг абсолюта абсурдно – юмористические сцены (пример с героиней Умы Турман, которая, буквально, сыплет искрами черного, хлесткого юмора), тут есть и сцены волнительного, вскипающего характера …  Само повествование разбито на главы, которые подчеркивают эффект интервьюирования, иногда почти не связываясь между собой и перескакивая с одного времени в другое, но в конечном результате выстраивая цепочку воспоминаний, естественно, наиболее ярких и значимых, в неком восходящем, консолидирующем русле. Которое непременно закончится чем – то. И это интересно.

Фильм «Нимфоманка. Часть 1» хорош, весьма хорош, посмотреть стоит, и тем более стоит посмотреть до того, как выйдет вторая часть, а с выходом оной посмотреть и ее. И уже после нее делать окончательные выводы и строить конечные теории, пока же все на догадках и допущениях, а опираясь только на них ругаться … фи … как это мелко.

Трейлер "Нимфоманка" (2014):


4 ответов

  1. Ну пока сказать “шикарен” я не могу, все таки первая часть … но то, что этот кусок мне понравился – это да. Ждем вторую часть.

  2. Не звиздите! Фильм шикарен, Ларс Фон Триер как всегда на высоте, я как посмотрел его фильм “Рассекая волны” – так влюбился в него. И этот фильм отличный, пофигу что порнуха там есть, но мысль режиссера четко читается, ну как мысль, пока только задумка. Жду вторую часть, там похоже вообще все жестко будет.

  3. Хм … если Вас мутит от эротических сцен, зачем Вы смотрели этот фильм? Триер конечно же не нянчится со зрителями, но тот же Гринуэй иногда похлеще демонстрирует …

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.