Фильм “Мамочка” (2014) Рецензия

Рецензия на фильм "Мамочка" (2014)Насколько забавно лицезреть невероятно высокие рейтинги и крайне положительные отзывы у фильма, который … «заслужил» их только потому, что, во – первых, оной похвалил некто «сведущий в кино», к примеру жюри Каннского фестиваля, а во – вторых,  сработал эффект большого снежного кома, подтолкнутого, кстати, тем же самым жюри.  Убога и проста психология человека, которому убедительно сказали, что кино хорошее. Он из кожи вылезет, но найдет там одну хорошую сцену, вокруг которой и закрутит свое навязанное положительное отношение.

Я считаю, что фильм «Мамочка» режиссера Ксавье Долана не просто переоценен, а чудовищно накручен. Лавина положительных отзывов, приз жюри в Каннах, остросоциальная, агрессивная, даже нахальная тема, любимые европейские ценности и традиции, ну и, конечно же, некое влияние прошлого фильма режиссера, напомню, это драма про геев «Том на ферме».  Вот такая забавная солянка вышла из под «пера» двадцатипятилетнего парня.

И этот режиссер поднимает весьма острые темы, рассуждает о них и, естественно, не делает никакх выводов, но пиплу сие нравится, пипл что – то в этом находит и чему – то радуется! Может затянувшемуся юношескому максимализму или же «детской» непосредственности, оставшейся в 25 лет? Дело в том, что я не верю, что человек сего возраста может раскрыть нечто новое в межличностных, межполовых и родительских отношениях, даже если будет изучать их в агрессивной среде, доводя практически до крайности. А уж провести какое - либо внятное и ценное исследование ... просто невозможно. В силу крайне малого жизненного опыта. В силу того, что режиссер физически не может взглянуть на заявленную проблему с точки зрения родителя. Вот и остается оному пытаться освещать оную с позиции того самого юношеского максимализма, строя теорию отношений внутри фильма на сплошных догадках, внешних наблюдениях и с точки зрения, как хотелось бы человеку, который пребывает по собственной воле в вихре поиска личной идентификации. Точнее в поле зрения идентификации его окружающими.

Кадр "Мамочка" (2014)

Но что особенно парадоксально, у меня сложилось впечатление, что фильм снят четко для двух групп зрительской аудитории. Для женщин 40+, в статусе «вдова» и имеющих ребенка – подростка, проблемы на работе и почти полное отсутствие перспектив в будущем, и, в первую очередь, о чем я говорил выше, для лиц подростково - юношеского характера, ищущих окружающее признание.

Причем снято явно на одних эмоциях – «вот я какой» - и без конечной определенной цели. Было бы автору лет 40 и звали бы его Борхес, имел три брака и пять детишек, вкупе с трудным детством, сие можно было бы назвать притчей, искать скрытый смысл или, что более вероятно, вообще бы не увидеть сей фильм, в виду его невозможности создания тем режиссером.  Но автору 25 – лет, он отвергает традиционные семейные ценности (хотя играет на этом поле, используя его как явную метафору, впрочем) и сам не знает, зачем и ради чего снимал свой фильм. Очередной крик о проблемах идентификации в более универсальном ключе без вызывающего ангажирования гей - тематики? Всего - то? Так это решается и без такого мучительного рождения пустоты, ибо проблема - то и рождена той самой пустотой современных нравов, зачем их лишний раз связывать с образом чего - то "вечного" и по - настоящему ценного?

В фильме "Мамочка", если анализировать, ни сюжетной авторской мысли, кроме никчемной вышеобозначенной, ни какого – то морально – поучительного (в 25 лет – то с чужой колокольни) слоя, ни раскрытия даже той темы, которую автор решил «исследовать».  Ведь не считать же «раскрытием» дурное лоббирование юношеской, откровенно пахнущей отсылом к "проблемам признания нетрадиционных форм любви", безусловно максималисткой идеи «свобода – превыше всего», что даже вылилось в откровенно смешной, демонстрирующий неспособность автор закончить собственную мысль, открытый финал. Будь товарищ Ксавье Долан в ладах с черным юмором, то в одной из сцен, он бы показал как об сие витражное стекло кто - нибудь хряснул, ну к примеру, стулом, а оному ничего. И финал с ухмыляющимися санитарами, наблюдающими за медленно сползающим по стеклу придурком, оставляющим за собой кровавый след, с финальной фиксацией на дрожащем выбитом зубе, сорвал бы настоящий зрительский джек - пот. Клетка захлопнулась, попытка засчитана. Мысль прозвенела. Но открытый финал, при столь утомительном взращивании проблемы ... это взгляд в никуда, эдакое безразличие, облеченное в, признаюсь, художественные формы и сотканное в, безусловно, красивый ковер. Но красота сия безжизненна, сера и даже, отчасти, мертва.

Кадр "Мамочка" (2014)

Долан старательно, целых 2 часа 30 минут, пляшет вокруг своей идеи, которую поднял, в которой что – то нашел и которую, как не пытайся, не может излить в формат полнометражного кино. Пляшет, пляшет, то с одной стороны зайдет, то с другой, прямо таки отчетливо видно, что мучительно пытается оживить, набить, пусть соломой, но придать форму и видимость объема истории, которую можно было рассказать в десятиминутной короткометражке. Отсюда и такой безумный хронометраж, изобилующий кучей бесполезных сцен,  кучей бессовестно затянутых сцен, кучей несвязанных тем, кучей непонятных персонажей, которые введены непонятно для чего, отсюда и банальная немощь автора в раскрытии характеров персонажей, жалкое царапание по поверхности "души" каждого, без объяснения и даже без попыток объяснения отсутствия причинно – следственных связей.

К примеру, персонаж Кайлы … зачем он в фильме? Чтобы оттягивать на себя внимание зрителей, ждущих только инцеста от странного подростка? Или чтобы изредка стравливать через нее пар, который кипит и чуть – ли не взрывается в наглухо закрытой кастрюле этого фильме, не имеющего, по своей природе, выхода? Нет ни объяснения – кто она такая, ни зачем она в фильме. Будто сия дама – это некий монстр из тумана, которые нет – нет покажет свое предательски ангельское личико, ощерит клыки, пока зритель не видит, и снова юркнет в свою нору.

Автор будто не знает за что браться и пытается хвататься за все, что можно. Однако вместо того, чтобы продемонстрировать обыденность в контрасте с необычностью мальчика, он демонстрирует ее имитацию. Эти бессмысленные женские диалоги в подвале дома, на веранде, этот жуткий женский смех, вымученный и пугающий своей удрученностью, эти пустые разглагольствования в кафе, эта неудавшаяся сцена с пением в баре, скомканная сцена прощания с Кайлой, тот же открытый финал, после которого, кажется, начнется тупо новая серия Санты – Барбары ...

Кадр "Мамочка" (2014)

Фильм пустой, прозрачный. Словно стакан воды. Смотришь на него и думаешь – зачем он здесь поставлен? Не любуешься игрой света или искажением реальности, а просто смотришь на пыльный обычный стакан, стоящий, зачем – то, в центре футбольного поля  на ажурном столике, в то время, когда вокруг бушует яростная схватка за звание чемпиона.  Смотришь и думаешь – нахрена?  Осталось насрать в углу – развесить на леске мух и назвать это современным творчеством. И в этом, если постараться, можно найти искусство.

Единственное, что может порадовать в картине – это сверхмощная игра актеров, эмоции, по отношению к персонажам, которых играют актеры, слишком реалистичны, что, не думаю, положительно скажется на отношении к актерам, как именно к актерам. Именно после таких фильмов навечно клеятся ярлыки, смыть или даже просто оторвать, пусть даже с мясом, которые ох как нелегко. Ну и работа с кадрами и некоторые сцены достойны уважения, все таки как художник - Ксавье Долан неплох.

В остальном – фильм «Мамочка» являет собой блеклый мазок, который по замыслу должен был превратится в нечто потрясающее, но отсутствие опыта и конечного понимания результата не дало реализоваться потенциалу. Нечто размазанное красивым красками по безжизненно - серому холсту, не имеющее ни начала, ни конца, ни четко обозначенной проблемы, ни, естественно, попыток дать определение возможных путей ее решения. Кому - то доставляет удовольствие любоваться на "Черный квадрат" Малевича и, с пеной у рта, доказывать, что в этом что - то есть. Так и этот фильм. Долан сделал лишь видимость, что там что - то есть, остальное дело техники и эффект толпы, которая, когда чего - то не понимает или видит, что пустота там, где, как бы, заявлена наполненность - отказывается это признать и начинает искать хоть что - то. Естественно находит.

Трейлер "Мамочка" (2014):


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.