Фильм “Мальтийский сокол” (1941) Рецензия

Рецензия на фильм "Мальтийский сокол" (1941)Решил плотнее (после «Любовь – это идеальное преступление») познакомится с таким жанром, как "нуар" … и если уж знакомится, то с самого начала, поэтому решено – фильм «Мальтийский сокол». 1941 год, режиссер Джон Хьюстон, картина, которую все называют основоположником сего жанра.

Посмотрел …

Ммм … все таки 70 лет это очень много, как для эволюции (помните же, что эволюция это не обязательно движение от простейшего к сложному) человеческого восприятия и мировоззрения, так и для самого кинематографа. Изменилось многое … очень многое, однако фильм, действительно, заслуживает особое место в мировом кинематографе, хоть и смотреть его было, наверно с непривычки, несколько тяжело.

В центре событий лихо закрученная забавно - ложная детективная история с классическим макгаффином внутри – статуэткой Мальтийского сокола, сделанной из золота и инкрустированной драгоценными камнями, которую ищут все в фильме, за исключением полиции.

Забавна она тем, что, если вдумываться и разбирать по частям весь фильм, то детективная история, при всей своей внешней сложности, оказывается чудовищно проста.  И заслуга в том, что таковой при просмотре она не кажется  (лично я до конца так и не разобрался что к чему, хотя, держа в уме классические черты нуара, немного догадывался) исключительно режиссера, который наводнил картину скоростными, сочными диалогами и весьма быстрым темпом повествования.

Кадр "Мальтийский сокол" (1941)

А ложна потому, что в картине тамплиеров спутали с госпитальерами … но это так … мимолетно и, на самом деле, вообще не важно. Хоть Святой Грааль бы они искали, без разницы. Главное в том, что персонажи втягиваются в детективно – триллерную игру, финишем в которой является приз – обладание этой статуэткой, стоящей больших денег.

Поэтому по сюжету вопросов, как таковых, и нет, ибо, вроде бы, оной отыгран сполна и раскрыт все сторонне, хотя порой я и крепко недоумевал, поражаясь легковерности тех же полицейских, которым с улыбкой на ушах вешает лапшу частный детектив, а те ему верят. Времена и нравы? Или просто один из приемов картины?

Кадр "Мальтийский сокол" (1941)

Однако, в первую очередь, «Мальтийский сокол» называют основоположником нуара и, похоже, это действительно так. Ибо, если просто накладывать «выведенные» уже гораздо позднее классические черты «черного жанра» на этот фильм, то почти все они ложатся ровненько, прямо на свое место. К примеру …  классика жанра, эдакий операторский прием, где в кадре с человеком, который попадет позже в тюрьму, постоянно фигурируют косые и прямые линии, напоминающие решетку.  Так персонаж Бриджит О’Шоннесси постоянно «в решетку», то пижама в тему, то тень от окна падает на нее в виде решетки, то мебель в клеточку и т.д.

Или же если взглянуть на сам сюжет, на его характерную особенность? Прямо классика – крайне запутанный, но в тоже время без всяких экшен – сцен, типа перестрелок, погонь и т.д. Атмосфера накаляется до нужного градуса именно отлично продуманными и выверенными диалогами … Слушать которые, право слово, было откровенно приятно, редко где диалоги могут так действовать.

Ну и образ главной женской роли также прямым текстом указывает на нуар, лживость и подлость натуры просто прет и достигает апогея в финале, где, кстати, демонстрируется еще одна особенность – практически полное размытие протагонистических и антагонистических черт у главного героя …

Кадр "Мальтийский сокол" (1941)

В общем, несмотря на то, что позднее, как мне видится, жанр нуар разовьется в более четко выраженные формы, но фильм «Мальтийский сокол», как «родоначальник» жанра рекомендован к просмотру, хотя бы, в ознакомительно-просветительских целях. Ибо наслаждаться, в полной мере, сей картиной … ммм ... архи как сложно.

Хотя игра актеров заслуживает особого внимания, тут она абсолютно другая, нежели мы видим ее у современников. Абсолютно. Тот же Хамфри Богарт, исполнивший главную роль детектива Сэма Спейда (и которого позже назовут лучшим актером в истории американского кино) ... я его даже ни с кем сравнить не могу, так как ... это просто невозможно. Он другой и точка, причем эта "инородность" выглядит любопытно, по крайней некоторые приемы его игры заставляли пристальнее всматриваться и даже порой отматывать назад, чтобы пересмотреть фрагмент еще раз).

Трейлер "Мальтийский сокол" (1941):

П.С. Фильм добавляем в список "Что посмотреть».


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.