Фильм “Левиафан” (2014) Рецензия

Рецензия на фильм "Левиафан"Андрей Звягинцев таки добился своего ... получил ветку в Каннах (за лучший сценарий! ), получил Золотой Глобус, получил признание от европейцев, признание, что его фильм - это лучший, вслушайтесь, лучший российский фильм, лучший фильм на иностранном языке. Страшно звучит, неправда ли? Лучшим фильмом называют современную киноинтерпретацию библейской истории о Иове.  Т.е. оправдание беспричинного зла, зла, направленного на любого, даже самого невиновного.

Вкратце расскажу ее ... был некий мужик по имени Иов, счастливо жил. Богато жил. Бога  любил и бога боялся, верил и всячески почитал. Но скучно стало от такого раболепия всевышнему, скучно! Пришел к нему в гости (чайку, видать, попить! Это, как представьте, в разгар битвы за Москву в декабре 1941 - го года на чаек к Сталину прилетает Гитлер) Сатана и говорит, - давай позабавимся, скучно же ведь? Испытаем этого Иова?

Всемилостивейший, конечно же, согласился. Я же говорю, скучно демиургу было. Потоп приелся, евреев гонять по пустыне надоело, ману тратить на явления в горящем кусте и раздвигание морей не хочется, чудеса творить затратно ... а тут такое забавное предложение Сатаны.

В общем, дал добро он Сатане (ну это, как представьте, как Сталин по приятельски разрешил Гитлеру пару - тройку дней помарадерить Сталинград) и пошло - поехало. Иов лишился богатства (верблюдов угнали, слуг убили), ураган сносит его дом и под осколками ПОГИБАЮТ ЕГО ДЕТИ (по божьему разрешению, если Вы не поняли). Однако Иов не отворачивается от бога, а наоборот начинает ему усиленно молится, типа бог дал, бог и отобрал. С кем не бывает?

«Левиафан» (2014)

Но вседобрейший только во вкус вошел ... следом пошатнулось здоровье самого Иова, проказа покрыла тело нашего героя. И тут чувака торкнуло, начал он проклинать день когда родился, попутно сетуя, почему это грешники живут припеваючи, бед не знают, а ему, невиновному и пушистому так достается. Пришли друзья и давай его убеждать, что не может быть, чтобы просто так бог его наказывал, грешник он видать. Иов ни в какую! Невиновен и точка! Ведь и правда невиновен, чинно, благородно жил, богобоязненно, добро делал, людей любил. С чего беды - то? Дальше вступает третий друг, который заявляет ... фанфары ... иносказательно, что пути господни как раз неисповедимы. Ну и еще вот такую откровенную ересь сказанул, оправдывающую страдания без причины:

"...чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом"

(Иов 33:17-18)

Тут же является сам бог и начинает усиленно соглашаться с последним другом, сообщая, что он (бог, понятно, а не друг), дескать, очень непостижимая личность и вообще весь мир существует только потому что так хочет его создатель, поэтому надо со всем смириться и не прекращать верить, что страдания имеют цель, даже если они ее не имеют. И все в таком духе.

«Левиафан» (2014)

Тем самым делается попытка оправдать наличие зла в мире, где властвует (и который создал, собственно) всемилостивейший, вседобрейший и всепрощающий господь. Странная, жестокая, привязанная к суровым реалиями (где, к примеру, жизнь слуги/раба, на самом деле, была ... ммм ... не дороже случайно оброненной монетки, а иногда и дороже) первых веков нашей эры, попытка. Однако мы с Вами, живя в 21 веке, должны понимать это. Должны делать скидку на невежественность обывателя, для которых придумали сию сказочку и острую необходимость автора оной заткнуть рот тем "умникам", которые могли навредить только - только зарождающейся религии, только - только перерастающий в отличную бизнес - модель. Тем, кто задумывался, а почему это в мире, где правит всеблагой боженька, умирают невинные детишки?

Но нет ... сию историю, зачем - то, все используют и используют в мировой культуре, как, к примеру, это и сделал господин Звягинцев в своем фильме "Левиафан", сочненько переложив на беды современной российской действительности, взяв самое плохое и вывесив сие на обозрение, как достояние.

После просмотра, лично у меня, сложилось впечатление, что нам показали серый, скомканный и невзрачный носовой платок, в который смачно, с оттягом, высморкались. И именно этот платок и эти сопли, презрительные сопли, надо заметить, оператор внимательно изучал, делая долгие кадры, плавные переходы и близкие ракурсы. Платок - это жизнь обычного человека, самого обычного. Главного героя, который жил на своей земле, занимался своим делом, бед не знал, никуда не лез, никому не мешал, всем помогал.

«Левиафан» (2014)

А в его жизнь взяли и высморкались, скомкав, разрушив и, в конечном счете, уничтожив. Естественно это сделала власть, что еще ожидать от "вспахивателя поля современной российской действительности", кем является режиссер Андрей Звягинцев, как и многие современные его собратья, принадлежащий к классу киношников, исправно выносящих мусор из избы и получающих за это международное признание.

Печальную историю Звягинцев рассказал, а что дальше? Неужели фильм создавался лишь для того, чтобы его похвалили (на Западе любят хвалить тех, кто ругает Россию, это пошло с незапамятных времен) буржуи и дали медальку его создателю? Ведь смысла в фильме "Левиафан" абсолютно нет. Его там нет, не считать же им тот же смысл, что и содержится в источнике, на который картина аллюзирует? Смириться, согнуться и не прекращать верить, что если обижают, то так и надо? Или же это ирония, история наоборот, демонстрирующая, что вот такая ужасная ситуация и никуда от нее не деться?

Ну давайте тогда и сериалы типа "Улыбка пересмешника" (дамочка - главная герой очень даже может примерить личину Иова, если так посудить) выставлять на международные премии и называть их лучшими продуктами отечественного кинематографа? Что стесняться - то? Трэшово, смачно, безжалостно и говна побольше. Самое то, не так ли?

«Левиафан» (2014)

В общем, можно придумать тысячу оправданий и причин, однако от реальности не убежишь. Фильм "Левиафан" - это очередное "грязное" кино, прикрытое странной мотивировкой своего создания, не имеющее ни грамма практической и смысловой ценности, да и изрядно хромающее в художественном плане. Отсутствие счастливого конца и победный танец злодея на могилке праведника, планы прибоя и долгие кадры скал это, конечно же, глубоко, но, вкупе, с изящно бестолковым, однотипным, скучновато - предсказуемым сюжетом со скучно - предсказуемыми персонажами (удивительно дело, но Лядова, потрясающе сыгравшая в "Географ глобус пропил», тут смотрелась как - то ... как - то неловко), вся глубина обращается в манящий зов пустоты, засасывающий и бессмысленно - бестолковый по своему определению.

Фильм не понравился. Это не то кино, которое можно назвать лучшим, да и просто это не то кино, которое достойно снято в своих характеристиках. Не умеет Звягинцев, прямо скажем, работать с холодными тонами и мрачной действительностью. Грязная она у него получается, игрушечная. Ни веры, ни эмоций, одна царящая пустота, в которой нужно что - то почувствовать. Однако откуда чувства у кукол, чей кукловод пытается, в первую очередь, не кукольный театр оживить, а себя показать.

Трейлер "Левиафан" (2014):


6 ответов

  1. Вот, вот! Будто какой – нибудь НТВ включил, а не художественную интеллектуальную драму посмотрел.

  2. Олег

    Желаю здравствовать всем. Посмотрел фильм, остался неприятный осадок. Всегда считал, что любое произведение искусства несёт идею автора, а что было это? Частный, хотя и не единственный случай использования служебного положения в личных целях. Как будто просмотрел том уголовного дела. Грустно!

  3. Сор из избы выносить и получать за это медальки, по меньшей мере, подло. Тем более так утрировать.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.