Фильм “Гольциус и Пеликанья компания” (2012) Рецензия

Рецензия на фильм "Гольциус и Пеликанья компания" (2012)Так уж получилось, что с фильмами режиссера Питера Гринуэя я начал знакомство, буквально, три дня назад, когда посмотрел фильм "Контракт рисовальщика" ... тот фильм я нашел весьма любопытным и весьма необычным, хоть и лоббирующим довольно простую и отчасти банальную идею (хотя сегодня после показа я слышал, что в привычках Гринуэя вкладывать в свои фильмы сотни смыслов, так что, скорее всего, я рассмотрел лишь мизерную часть оных).

И вот сегодня, местный киноклуб показывал его относительно свежий фильм - "Гольциус и Пеликанья компания", который мы, признаюсь, посмотрели с интересом и эти два часа с небольшим пролетели почти незаметно. Ну что сказать ...

Во - первых, увы и ах, я вынужден встать на путь сравнения и сравнивать, волей неволей, этот фильм с первым фильмом, который я видел. И что я вижу? Прошло тридцать два года, а идеи у Гринуэя не сильно - то и изменились, как он пытался три десятка лет назад докричаться до человечества, показав ему очень наглядно и жестоко отвратительную сущность человечества, так и сейчас вижу тоже самое. Но на сей раз все гораздо изощреннее и не так прямо и агрессивно.

Сам Гринуэй за это время очень набрался опыта, научился делать кино не просто содержательными и интеллектуальный, но и очень даже интересным, как в плане обычного просмотра, так и в плане эстетического наслаждения. Его идеи будто шагнули на новый уровень, с благодарностью приняв возможность говорить и показывать то что видится, так как это хочется, и пусть это "ходит" рядом с порнографией, и пусть это изрядно эротично, и пусть это также изрядно жутковато и даже местами омерзительно, но это очень сильно. Очень.

Рецензия на фильм "Гольциус и Пеликанья компания" (2012)

Если когда - то давно Гринуэй использовал обычные человеческие интриги и обычные человеческие судьбы для глобальной цели, то в фильме "Гольциус и Пеликанья компания" его взор обращается на искусство, как самое выдающееся, что было произведено человеком. Как самое сильное, волнующее и олицетворяющее саму сущность человечества. А дабы рассмотреть сию область как можно обширнее, как можно углубленее, а заодно и придать оценке вид некой законченности и фактожа, режиссер ставит между зрителем и его взглядом на искусство, на корни его происхождения, на эмоции и мотивы, что лежат в основе его выдающихся экземпляров, на невообразимую мощь, которую оно в себе несет, .... религию.

Христианство, в основном.

И именно демонстрируя, очень наглядно и открыто, сцены из Ветхого и частью Нового завета, Питер Гринуэй громогласно утверждает и называет столпы искусства, как понятия, как идеи. Это вуаеризм, инцест, прелюбодеяние (адьюльтер), проституция, некрофилия, совращение малолетних (это только те, на которые он обратил очень пристальное внимание, но в финале герой перечисляет еще целую кучу, которым тоже стоило бы уделить внимание, там есть и зоофилия, есть и гомосексуализм и т.д.)

Рецензия на фильм "Гольциус и Пеликанья компания" (2012)

Эти нравственно - плотские "извращения" лежат, по мнению Гринуэя, в основе всего того, чего достиг человек в духовном плане ... эти "деяния" составляют львиную долю всего того, что мы сегодня называем красотой и высоким искусством, эти "пороки" человеческой природы повинны в создании тех чудных картин, скульптур, книг и прочего, что вызывает сегодня, да и всегда, восхищение и даже почитание. Просто никто и не думает проводить такие параллели, сравнивать как бы "пошлости" с изяществом, "низость" с духовным просветлением ... а Гринуэй взял на себя смелость и сравнил, и провел.

И знаете ... успешно. По крайней мере убедительности в его "речах" хватало, пусть она и звучала иносказательно. Но это не значит, что все плохо, или все отвратительно, гадко и грязно. Ни в коей мере - просто это факт, просто это взгляд несколько под другим углом, от этого ничего не изменится, - не рухнут барьеры моральных ценностей, не разрушаться духовные идеалы, да и умы, стремящиеся к просвещению, не должны воспринять это как пощечину. Хотя фанатичные верующие, скорее всего, это именно так и воспримут, ибо использую религию, как орудие, Гринуэй вообще не стеснялся и не заморачивался о каких - то эфемерных чувствах верующих.

Рецензия на фильм "Гольциус и Пеликанья компания" (2012)

Режиссер называет вещи своими именам, ставя звучащие вопросы и предоставляя, порой, право ответить на них именно зрителю. Да, согласен, некоторые его ходы весьма смелы, чего стоит, к примеру, призрачное сравнение Иисуса с неравнодушным к мужскому полу кальвинистом (он даже внешне очень похож на мессию), и согласен, что Гринуэй это Гринуэй, и с его вкладыванием кучи смыслов в фильм, да так, что ничего не содержащего какой - либо подтекст в его картинах нет. И в связи с этим некоторые моменты так и остались скрыты тайной гринуэевского мировоззрения, но все же ...

Основная идея, на мой взгляд, читается вполне четко, и говорить, что это только какой - то Новый Взгляд, что это яркая трансгрессия Гринуэя, которой он призывает следовать каждого смотрящего, это, опять же на мой взгляд, просто попытка обозвать банальную воду в банальном кувшине красивыми словами, будто кто - то этот кувшин хочет продать за очень большие деньги. Конечно же Гринуэй выходит за пределы обыденности, хотя бы используя столь необычный стиль подачи информации, конечно же он использует огромное количество иносказательности и прочих "сокрывающих явные призывы" творческих приемов, но в тоже время, пусть и не сразу, но мозаика складывается в вполне логичную и четкую картинку, которая удивляет, но не шокирует.

Посмотреть рекомендую, пусть и только для чисто эстетического наслаждения, ибо фильм "Гольциус и Пеликанья компания" действительно красивый фильм, а уж вникать или не вникать в его смысл - это Ваше дело.

Трейлер "Гольциус и Пеликанья компания" (2012):

П.С. [Спустя некоторое время] За всеми этими попытками "копнуть поглубже", увидеть именно мир Гренуэя, я как - то подзабыл о художественной ценности картины. А это оплошность ... ведь фильм не просто перечисляет пороки, в манере рассказчика с постной миной, фильм демонстрирует великолепную драматическую историю, которая носит характерные черты (насколько я могу судить о Гренуэе после двух его фильмов) - его "любовь" к манипуляторам снова заиграла во всей своей красоте. И пофигу, что чья - то жизнь разрушена, чей то мир истоптан и превращен в пепел, главная цель достигнута - а цель, у нашего режиссера, действительно оправдывает средства.

Не знаю, демонстрирует это Гренуэй еще раз как один из пороков человечества, хочет ли этим сказать обратное, но сказать, что в картине сего кинодеятеля добро победило - невозможно. Добро редко побеждает в жизни, и еще реже его победы на самом деле бескорыстны и чисты в своей правоте, тоже самое и здесь.


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.