«Дама с собачкой». Повесть о любви Иосифа Хейфица. Чехов на экране.

"Дама с собачкой" (1959)В конце 1950 - х, начале 1960 - х гг. известный кинорежиссёр И. Хейфиц немного отошёл от привычных для него тем творчества о современниках и героических буднях, обратив своё внимание в сторону глубоко личных человеческих отношений, любовной лирики. Скорее всего, причиной тому и непреходящий интерес режиссёра к человеку на экране и само время и те очевидные перемены для художественного кинотворчества, что назрев, воплотились в ряд прекрасных и поэтических кинодрам так называемой эпохи «оттепели». В темах кинопроизведений той поры всё чаще затрагивались личная, глубоко сокровенная сторона человеческой жизни.

Что же представляли собой картины Хейфица в ранний его период? Уже тогда в его фильмах можно было отметить нетипичное для советского экрана свойство героев. Они, конечно же – как и было свойственно героям из советского кино – как личности проявлялись в основном в общественной жизни, но при этом – режиссёр немало внимания уделял моменту личного в жизни персонажей своих фильмов.

Он стремился показать не только труды и человеческую активность героев, но и их человеческую индивидуальность, скрытую внутреннюю жизнь. Как правило, в центре повествования фильмов Хейфица (и до и после рассматриваемого здесь экранизации) любовная история, которую действующие в ней лица проносят сквозь годы – тем самым поверяю её времени, проверяя её годами.

Несмотря на социальный заказ, которым было продиктовано создание фильмов тех лет, сам режиссёр неизменно обращался к cфере сердечных, личных отношений. (Вспоминается картина "Член правительства", где немало внимания уделено cемье Александры Соколовой, ссоре и разладу героини Веры Марецкой с мужем и дальнейшему примирению.). Но, как и любой советский режиссёр Хейфиц просто был обязан ставить фильмы о героическом времени и жизни страны.

"Дама с собачкой" (2012)

Эпоха «оттепели», как мне кажется, явилась расцветом творческих сил художников во многих видах художественного творчества. Они словно бы на время освободились от гнёта идеологических установок, являвшихся непременным условием художественного творчества в нашей стране. И обратились к своим сокровенным желаниям в творчестве. Не случайно в этот момент обращение кинематографистов к литературной классике, к её осмыслению.

Такой раздел кинопроизведений как экранизация литературной классики предлагает зрителю сравнение с оригинальным произведением литературы, насколько режиссёр отходит от замысла писателя, как прочитывает и трактует первоисточник. И в этом отношении, Хейфиц очень бережно обращаясь с текстом оригинала и не удаляясь от замысла писателя, давал прозе новую жизнь на экране.

На примере чеховских произведений, к которым не раз обращался режиссёр, можно видеть как кинематограф не столько трансформирует прозу, сколь углубляет мысль заложенную автором. Первой постановкой Хейфицем чеховского произведения был фильм «Дама с собачкой».

На примере этого шедевра И. Хейфеца можно отметить: несомненно литературный текст приобрёл объём за счёт кинематографической образности. Художественное изобилие этой образности в картине Хейфеца черпает себя не только в неповторимости чеховского таланта описаний и сравнений, но и глубоком лиризме самого Хейфица и его умении ощущать художественное пространство.

"Дама с собачкой" (2012)

Можно сказать также, что художественность и проникновенность фильма рождены самой эпохой и талантом восприимчивости к прекрасному авторов фильма (что собственно и отличало художников той эпохи). Это и оператор Генрих Маранджян, художник Белла Маневич, композитор Надежда Симонян – все вместе они создали ту атмосферу зарождения большого чувства и стремления к счастью, чем так страстно наполнены страницы чеховского рассказа.

Текст книги воспроизведён в фильме и оформлен в звукозрительные образы. А за счёт этого более пластически и детально прорисовывается письмо Чехова. Кадры ялтинской курортной скуки сочетаются с оцепенелостью чувств Гурова в зимней, застылой Москве. Пустота и отрешённость жизни в Саратове, куда Гуров едет разыскивать свою любовь, дополняют пошлость и скуку общества, где Гуров по обыкновению вращается.Этим кадрам противопоставлены картины весеннего расцвета природы в Москве и радости в душе любящего и счастливого от взаимной любви Гурова.

С психологически верно найденными деталями в поведении и внешнем облике показаны в фильме жена Гурова и его близкое окружение, фон Дидериц. С другой стороны внимательно прослеживаются в картине чувства главных героев – Гурова и Анны Сергеевны – дамы с собачкой. В их лице противопоставление людей свободных в выражении своих светлых чувств, с людьми пошлыми и ограниченными, лакеями или их господами.

"Дама с собачкой" (2012)

Провинциальная саратовская глушь, где живёт с мужем Анна Сергеевна и куда тайком к своей возлюбленной по курортному роману приезжает Гуров. Любовь здесь существует инкогнито, вблизи почтовых окошек, где получают письма «до востребования». Любви приходится прятаться в номерах гостиниц. И вместо её прекрасного лика зачастую мы видим пошловатую ухмылку «всё понимающего» обывателя.

У Гурова нет близких ему людей. Он мало с кем бывает искренен. Даже со своими детьми он, -- «прирученный» (и приученный) собственной женой -- разговаривает на языке «естествознания» и «хороших манер». И когда у него появляется острая потребность поговорить по душам с кем – то из своих близких и товарищей – он не находит среди них понимания. Он и его собеседники – жители разных планет, разговаривающие на разных языках.
И надо понимать, что такое для Гурова его случайный роман в Ялте – всколыхнувший душу и возродивший его как человека.

Символичны финальные кадры фильма. Гуров уходит с очередного тайного свидания с Анной и вослед ему остаётся свет в окне, где его ждут. Свет – это ещё и тепло. Горит во тьме ночи окно – как символ веры и надежды на лучшее в будущем. Мы – зрители – прощаемся с героями и искренне верим, пусть и нескоро это случится, но их ожидает «долгая и счастливая жизнь». А пока, что нужно потерпеть. Это основное заключение чеховского произведения и фильма его экранизации.


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.