“1960 – е гг. Поворотный момент в истории отечественного кино”

Здравствуйте!
Сегодня мы начинаем новую рубрику и назовём  её так: "1960 - е годы. Поворотный момент в истории отечественного кино."

1960 –е годы:  миг Истории, попытка возвести  в культурную норму открытость и прозрачность в отношениях  между людьми.  Благодаря высокому уровню культуры и образованности творческих людей в те годы, искусство было достаточно глубокомысленным для того, чтобы говорить на серьёзные темы. Немалую роль играла и атмосфера творчества и интуитивных находок в художественной сфере. Эти факторы создали образ художественного творчества 1960 - х гг., как некоторого художественного пространства, где свежесть и непосредственное движение мыслей и идей создают чувство истинной свободы самовыражение.

Здесь не только называние вещей своими именами, но и выбор направления на пути к мечте.   Едва ли не основное значение в кино тех лет приобретают тенденции популизма в искусстве. Так было у нас в стране и в зарубежных странах. С этой тенденции связаны различные направления в национальных кинематографиях разных стран, имевшие своей идеей демократизацию тематического поля кинематографа.

Где - то -- как это было в Италии -- этот процесс начался уже в конце 1940 - х гг. (кино "неореализма"), или -- как во Франции 1930 - 1940 - х гг., подобное явление носило фрагментарный характер ("поэтический реализм"), но в целом, конец 1950 - х и начало 1960 - х гг. -- стали той разделительной чертой между кино "до" и "после" его реформы для  всего кинематографического мира.  И главной драматической особенностью фильмов новой формации, становится снятие табу и откровенный разговор на доселе запретные темы. Фактически то кино, которое мы сейчас имеем суть происходит от кино 1960 - х с изменением актуального для каждого момента времени содержания.

Не исключением здесь и отечественный кинематограф. В фильмах того времени начинается  откровенный разговор о вещах сколь прозаических, столь и неожиданных своей непосредственностью. Что, конечно же было отхождением от норм и канонов кинематографа прямых аналогий и конфликтов. Появляются картины, главный герой, в которых,  наедине с самим собой или в коллективных взаимоотношениях, раскрывал свой внутренний мир.

В эти годы усложняются  экранные коллизии самой драмы в кинематографическом произведении. Драматически персонажи становятся рельефнее и многограннее. Усложнение драматургии фильма вело к закономерному появлению в кино разнообразных, порой противоречивых  человеческих  характеров. Действие уже не так явно концентрировалось вокруг основных персонажей в фильме. Появились побочные сюжетные линии, связанные со второстепенными действующими лицами картины.

Игра актеров на экране, приобретая ансамблевый характер,  в этой своей черте имела сходство с театральной игрой. (Не случайно жанр телевизионной и кинокартины в те годы осваивали такие театральные режиссёры как Эфрос, Товстоногов. Приёмы сцены, применение театральной мизансценировки -- отличительные черты таких картин, к примеру, фильма Г. Натансона и А. Эфроса "Шумный день" ("Мосфильм", 1960 г.) ).

Характерной особенностью фильмов 1960 - х гг. -- нередко была их публицистичность. Именно в этот период, в фильмах появилась проблемность и заострённая злободневность. Кинематограф всегда -- и 1960 - е гг. здесь не были  исключением -- основной своей аудиторией видел людей молодых. И кому как не к ним: тем, кто желает действовать, у кого есть к этому силы и энергия, должен быть обращён нравственный пафос кино. Апофеоз такого обращения к молодому зрителю, доверительного разговора с ним, как раз и пришёлся на 1960 - е гг.


3 ответов

  1. Полохин Дмитрий

    Пожалуйста. Если интересно – ждите мои новые работы:здесь или в другом месте. C уважением, Полохин Дмитрий.

  2. Спасибо за пост 💡
    Теперь я любитель кинематографа и его истории )) Интересно же! )

  3. Спасибо за интересную информацию, много не знала.

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.