1960 – е гг. Поворотный момент в истории отечественного кино. О времени и о фильмах. “Личная жизнь Кузяева Валентина” (Ленфильм, 1967 г., реж. И.Масленников, И.Авербах).

Личная жизнь Кузяева ВалентинаСегодня, мы продолжаем наш разговор о времени и кино 1960 - х гг.    Следующей картиной, на которую я хотел бы обратить ваше внимание будет фильм "Личная жизнь Кузяева Валентина". Фильм, наряду с лентой "Три дня Виктора Чернышова", о которой мы говорили в прошлый раз, открывал новый для отечественного кино жанр социально - молодёжной драмы. В этих фильмах молодость раскрывалась перед зрителем без приукрашиваний и преувеличений, во всей  неоднозначности своих мыслей и поступков.Предшественник кино 1960 - х гг. -- социалистический реализм, почти не допускал полутонов -- белое было белым, а чёрное чёрным. В героях нередко наблюдались заданность и прямолинейность, а сюжет редко выходил за рамки простого повествования. (В этом социалистический реализм  наследовал традиции классицизма в искусстве). И, несмотря на то, что социалистический реализм привнёс немалый вклад  в развитие мирового кинематографа (чего, к примеру, стоят  его поэтические метафоры и монтажные фразы -- так восхищавшие кинематографистов Америки, Франции, Италии), в деле  изучения отдельного человека ему явно не доставало инструментов.

Массовое, эпическое преобладало над личным. Коллективное признавалось приоритетным над индивидуальным.                                     И вот в 1960 - е гг. с приходом в кинематограф малой формы -- "киноновеллы" -- этот дисбаланс в искусстве кино стал постепенно восполняться в сторону пристального изучения человека . В основе нового кинематографа --  сжатый сюжет, ключевое событие, происшествие, истолкование сути происходящего c акцентировкой внимания на человеческом факторе.

фильм Личная жизнь Кузяева Валентина

Фильм "Личная жизнь Кузяева Валентина" существует в рамках той критической направленности в отечественном кино, которая, начиная со второй половины 1960 - х гг., всё более заявляла о себе.(Несмотря на то, что некоторые из картин, будучи положенными на полку, так и не увидели большого экрана, масштабы критического, конечно же, несопоставимы с  наплывом "перестроечного" кино (нередко, с беглым и безосновательным взглядом на жизнь).  Как мы уже видели в "Трёх днях Виктора Чернышова" молодые современники и их жизнь обрисованы в отнюдь  не  радужных тонах; не звучит и оптимизм по поводу будущего.

Фильм "Личная жизнь Кузяева Валентина" не столь резкая и категоричная в оценках, как "Три дня", в целом, была в рамках подобной же духовности.

фильм Личная жизнь Кузяева Валентина

Помимо того, что обе картины вышли в одно и тоже время (их премьеры состоялись в начале июня 1968 г.), аналогию между фильмами  можно проследить и в позиции их авторов. И в "Личной жизни Кузяева Валентина" и в "Трёх днях Виктора Чернышова", в первой -- опосредованно, самим сюжетом, во второй из уст героев, обличаются формализм, лицемерие старшего поколения -- общества и родителей, тех, кто, напротив, должен бы зарождать любовь к правде.

В "Личной жизни" бодрая телеведущая, призвав в помощники популярный музыкальный ансамбль,  неестественно и нарочито обращается к безликому залу, приглашённых на передачу: "Хочешь в турпоход? -- Да!  Хочешь миллион?  -- Нет!"  

Что это -- усталость, тех, кто воевал, боролся, строил, воспитывал?  "Мы многое сделали, пора бы и вам самим брать инициативу в свои руки". Но новое поколение явно не спешит, присматривается --  стоит ли идти проторенным путём отцов? И, в итоге, нередко говорит -- нет.

От чего же исходил этот пессимистический настрой  художников в стране, где жизнь вроде бы складывалось в соответствии с задачами и планами -- без преувеличения -- великого советского народа? В стране, где атмосфера творчества и свершений, как кажется, должна была бы способствовать появлению сплошь жизнеутверждающего искусства.  Дорога в космос была если не проторенной, то вполне открытой. Был объявлен год построения коммунизма.

Был принят новый экономический план развития ("косыгинская" реформа 1965 г.), в котором немалое место уделялось росту личного благосостояния граждан.  Итак: жить стало лучше, но всегда ли веселее? И вспомним: искусство существует там, где есть конфликт, противоречия. Нет конфликта, нет борьбы  -- нет жизни. Художественное мышление 1960 - х гг. зафиксировало следующую тенденцию: материалистическое сознание с его преимущественно утилитарным подходом к человеку, начало подавлять те тонкие и чувствительные струны в индивидууме, имя чему -- человечность.

фильм Личная жизнь Кузяева Валентина

В связи с последним замечанием скажу, что фильм "Личная жизнь Кузяева Валентина", схожий в общих чертах с новым критическим взглядом на действительность обнаруживает и другое. И это другое связано прежде всего с именем сценариста фильма Н.Рязанцевой и  режиссёра И.Авербаха.

Собственно руке И. Авербаха -- как режиссёра -- в фильме принадлежит лишь вторая новелла "Папаня", но зная дальнейшую творческую жизнь этого режиссёра в кинематографе, смею утверждать, что самобытность  этого  художника накладывает отпечаток и  на стилистику одной из первых его картин. Планы на длинном метре позволяют нам как следует присмотреться к героям фильмов Авербаха.  А оттенки настроений и мыслей на их лицах красноречиво заменяют нам ту многословность, что так часто -- и порой безосновательно, -- встречается в картинах иных режиссёров. Действующим лицом в картинах этого режиссёра становится и фон, пейзаж, обрамляющий события и людей.

фильм Личная жизнь Кузяева Валентина

Основа творчества сценариста Н.Рязанцевой в 1960 - е гг., определилась уже в её первой большой работе в кино, сценарии, по которому в 1966 г. Л. Шепитько был поставлен фильм "Крылья". Человеческая заинтересованность в друг друге, сердечность и верность идеалам юности противостоит в фильме "Крылья" чёрствости и равнодушию, обыденности, где не жизнь, а  существование.

Может быть потому, что соавторство в этом фильме разделяют два совсем непохожих по своему творческому почерку режиссёра, в фильме мы находим и зрелищность и вдумчивость. Два имени: И. Авербах и И.Масленников. Каждый из них, впоследствии, пойдёт своей, вполне проторенной дорогой и, больше их пути не пересекутся. (Так И.Масленников известен своими кинохитами о Шерлоке Холмсе и многосерийной мелодраматической сагой "Зимняя вишня".

Авербах же снимал тонкое и интеллигентное, камерное кино с нравственным, но не нравоучительным содержанием.  Кино, как теперь говорят, " не для всех". Такие фильмы как "Монолог", "Чужие письма" ). А тогда два молодых выпускника Высших режиссёрских курсов сделали совместную картину по сценарию вчерашнего дебютанта Н. Рязанцевой.


4 ответов

  1. “Браты” тоже нравятся…а вот “Сталкер”, если Вы про Тарковского, как – то не зацепил… видно надо настроится..

  2. Денис Абрамов

    Потому, что еще на стыке времен находимся, не устарели еще те идеалы, и современные не обрели полную мощь…

  3. 😉 а мне из более старых фильмов нарвится только “Сталкер! и оба “Брат”а

Оставить комментарий

чтобы оставить комментарий.